Согласно Указу Президента от 24.05.2017 г. Минтруда преобразуется в Министерство занятости и трудовых отношений. Скорректированы основные задачи и направления деятельности ведомства, установлена персональная ответственность должностных лиц.
В приоритете - содействие трудоустройству
Перечень основных задач и направлений деятельности Министерства занятости и трудовых существенно расширен и конкретизирован по сравнению с ранее возложенными на Минтруда.
Таким образом, к ним теперь относится:
- осуществление на основе тщательного анализа фактического состояния рынка труда в разрезе регионов страны комплекса целевых мер, направленных на обеспечение занятости населения путем разработки и координации реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, установления государственного заказа на создание новых рабочих мест и квот на трудоустройство социально уязвимых слоев населения;
- обеспечение трудоустройства обратившихся в органы по труду безработных, привлечение населения к участию в общественных работах, в первую очередь в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, осуществления строительства, ремонта и реконструкции объектов дорожной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройства городов и районов, сезонных сельскохозяйственных работ;
- кардинальное совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, нуждающихся в трудоустройстве, особенно незанятой молодежи, лиц с ограниченными возможностями и безработных в соответствии с реальными потребностями экономики и рынка труда;
- реализация мер по обеспечению трудоустройства выпускников высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждений в соответствии с полученной ими специальностью;
- разработка и реализация соответствующих рыночным условиям НПА в сфере регулирования рынка труда, занятости, трудовых отношений, охраны труда, профессиональных и трудовых стандартов, обеспечения соблюдения гендерного равенства, профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, социальной защиты безработных и осуществление контроля за их исполнением;
- активное внедрение передовых информационных технологий в процессы трудоустройства, включая создание и постоянное развитие Национальной базы вакансий;
- создание современной инфраструктуры и конкурентной среды на рынке услуг по содействию занятости, формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, образовательных учреждений, негосударственных организаций, органов самоуправления граждан и общественности по вопросам обеспечения занятости населения;
- обеспечение контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны труда и занятости, осуществление экспертизы условий труда, реализацию конкретных мер по дальнейшему совершенствованию трудовых отношений, механизмов материального стимулирования труда;
- проведение широкой информационно-разъяснительной работы среди населения и работодателей по вопросам трудовых прав и охраны труда;
- осуществление мониторинга за своевременной выплатой пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям и разработку индивидуальных программ по выводу семей из малообеспеченности путем оказания им содействия в обеспечении занятости и активизации частной предпринимательской деятельности трудоспособных членов семей.
Порядок назначения руководителей
Министра занятости и трудовых отношений утверждает Президент по представлению Премьер-министра. Заместителей министра назначает и освобождает от должности также глава государства.
Министр занятости и трудовых отношений Каракалпакстана назначается и освобождается от должности Жокаргы Кенесом по согласованию с министром.
Начальников главных управлений занятости областей и г. Ташкента назначает и освобождает от должности глава ведомства по согласованию с хокимами областей и г. Ташкента.
Соответственно, директоры районных и городских центров содействия занятости населения назначаются и освобождаются руководителями территориальных подразделений министерства по согласованию с хокимами районов и городов и министром занятости и трудовых отношений.
Руководство персонально ответственно
Необходимо также отметить, что на министра занятости и трудовых отношений и его заместителей возложена персональная ответственность за:
- обеспечение системной координации разработки и реализации территориальных и отраслевых программ занятости населения, развития эффективных форм занятости, формирования государственного заказа на создание рабочих мест с учетом потребностей рынка труда и отдельных социально-демографических групп населения;
- содействие трудоустройству безработных, молодежи, прежде всего выпускников профессиональных колледжей, а также других социально уязвимых категорий населения путем организации и проведения специализированных ярмарок рабочих мест, повышения качества и доступности услуг, оказываемых органами по труду населению и работодателям;
- стимулирование и содействие в реализации предпринимательских инициатив представителей молодежи, впервые входящих на рынок труда, желающих организовать собственный бизнес, создание в интересах незанятого населения, нуждающегося в трудоустройстве, эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки, с адекватным увеличением выделяемых на эти цели средств из Государственного фонда содействия занятости населения;
- усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей, контроля за соблюдением установленного порядка назначения и выплаты пособий и материальной помощи, с принятием совместно с органами самоуправления граждан практических мер по вовлечению их в семейное предпринимательство и ремесленничество, а также поощрению развития различных форм самозанятости населения.
Вопросы организации деятельности нового министерства и его структура будут определены отдельным постановлением Президента в ближайшее время.
С другими нововведениями в сфере занятости населения можно ознакомиться в предыдущем обзоре.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Заманов, наш эксперт.