Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возврата

Реформы в народном образовании поддержат два новых фонда

10.09.2018

Читать на русском языке


В Министерстве народного образования начались структурные преобразования.  Отправной точкой стало постановление Президента  от  5.09.2018 г.ПП–3931 «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования».

 

Центральный аппарат Министерства народного образования (МНО) переедет по адресу: г. Ташкент, Шайхантахурский район, улица Шайхантахур, дом 3.

 

Пересмотрены задачи министерства с возложением на него следующих функций:

  • выработка и реализация единой государственной политики в области общего среднего и внешкольного образования, дальнейшего повышения уровня духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития учащихся;
  • осуществление методического руководства деятельностью общеобразовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными стандартами общего среднего образования и государственными требованиями, предъявляемыми к внешкольному образованию;
  • повышение статуса и авторитета профессии учителя, обеспечение материальной и социальной поддержки персонала общеобразовательных учреждений, а также работников системы народного образования, создание достойных условий для их продуктивной работы;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных форм образования, современных педагогических и информационных технологий, эффективных методов профессиональной ориентации, обучения и воспитания с учетом оптимизации учебных, психологических и физических нагрузок учащихся;
  • реализация комплексных мер, направленных на обеспечение эффективности обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях;
  • организация подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы нового поколения, разработанной по обновленным учебным планам и программам, отвечающим международным требованиям по содержанию и качеству, с применением новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • дальнейшее развитие негосударственного сектора образовательных услуг, создание благоприятных условий для государственно-частного партнерства в сфере народного образования;
  • внедрение передовых и прозрачных организационно-правовых механизмов подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
  • совершенствование деятельности домов «Мехрибонлик», обеспечение социально-психологической реабилитации и правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей, содействие их интеграции в общество и развитие социально-трудовых навыков;
  • дальнейшее повышение эффективности мер, обеспечивающих социальные гарантии детям с особыми потребностями, а также нуждающимися в лечении и оздоровлении, создание адаптационной среды, способствующей получению ими образования и воспитания (в т.ч. инклюзивное), совершенствование деятельности специализированных учебных учреждений (школы, школы-интернаты) для детей с ограниченными возможностями;
  • воспитание учащихся в духе общечеловеческих ценностей, высокой духовности, гуманизма, закрепление в их сердцах и сознании идей независимости, укрепление иммунитета к чуждым для национального менталитета идеям;
  • проведение системного мониторинга выполнения учреждениями общего среднего и внешкольного образования государственных образовательных стандартов и требований;
  • координация деятельности по обеспечению профессионального обучения учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ;
  • укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования, проведение мониторинга и координация работ по эксплуатации зданий и сооружений в образовательных учреждениях.

 

Исходя из поставленных задач, предусмотрены меры по реорганизации, которые затронут как учреждения Министерства народного образования, так и организации подведомственные другим министерствам. Это позволит создать на базе министерства эффективную структуру способную обеспечить совершенствование качества учебного процесса. Основные преобразования представлены в таблице.

 

Подразделения, подлежащие реорганизации

Суть преобразований

Региональные центры по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования при высших образовательных учреждениях

Передаются в систему МНО, в качестве самостоятельных учреждений, в которых будут созданы условия для повышения квалификации педагогических работников

Внебюджетный Республиканский целевой книжный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан

Передается в систему МНО. Таким образом решение всех вопросов связанных с обеспечением школ учебно-методической литературы будет полностью сконцентрировано в руках министерства

Отделы методической службы МНО Каракалпакстана, областных управлений народного образования и Главного управления народного образования г. Ташкента, а также секторы методического обеспечения учебно-воспитательного процесса районных (городских) отделов народного образования

Упраздняются как малоэффективные подразделения. Им на смену будут созданы отделы методической службы в структуре региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, а также межрайонные центры методического обеспечения общеобразовательных учреждений при МНО Каракалпакстана, областных управлениях народного образования и Главном управлении народного образования г. Ташкента

Контрольно-правовая служба МНО

Создается в структуре центрального аппарата МНО, для решения следующих задач:

  • принятие предусмотренных законодательством мер по недопущению необоснованного вмешательства государственных органов и других организаций в деятельность учреждений народного образования, унижения чести и достоинства педагогических кадров, принуждения их к труду, любых форм воспрепятствования учебно-воспитательному процессу, нарушения прав учителей и учащихся;
  • осуществление внутреннего контроля в учреждениях народного образования, предупреждение и профилактика коррупционных правонарушений и других противоправных деяний, а также нарушения правил профессиональной этики работниками системы Министерства

ГУП «Инжиниринговая компания по разработке технических заданий на проектную документацию и мониторингу качества строительных объектов в сфере народного образования»

Новая организация, которой предстоит стать  единым поставщиком работ и услуг, с которыми службы единого заказчика при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента заключают прямые договоры на разработку технических заданий на проектную документацию и осуществление мониторинга качества строительных объектов. Договоры подлежат регистрации в специальном информационном портале.

 

Определено, что с  1.01.2020 г. функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту учреждений народного образования, благоустройству прилегающих к ним территорий переходят к территориальным подразделениям ГУП «Инжиниринговая компания по разработке технических заданий на проектную документацию и мониторингу качества строительных объектов в сфере народного образования».

 

Важно! МНО и Министерству строительства поручено в срок до 1.03.2019 г. провести сплошную инвентаризацию и техническое обследование состояния зданий и сооружений учреждений народного образования и по результатам внести в Кабинет Министров адресную программу реконструкции, капитального ремонта и оснащения данных учреждений мебелью, инвентарем и другими техническими средствами на период 2020–2022 гг.

Центр развития мультимедийных общеобразовательных программ при МНО

Переименуется в Центр развития информационно-коммуникационных технологий в сфере народного образования.

МНО и его территориальным подразделениям, подведомственным организациям и общеобразовательным учреждениям предоставлено право заключать с Центром прямые договоры на разработку мультимедийных образовательных программ и внедрение IT-технологий. Такие договоры подлежат обязательной регистрации на специальном информационном портале

 

Постановлением определено, что дополнительные источники Государственного бюджета, сформированные за счет недоиспользования бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование учреждений народного образования, направляются на реализацию мероприятий по развитию общеобразовательных учреждений. Вместе с тем, для успешной реализации мероприятий по развитию школьного образования создаются два фонда.

 

Фонд содействия реформам в сфере народного образования

 

Фонд создается без статуса юридического лица.

Источники формирования фонда

Статьи расходов

  • ежегодно выделяемые, в т.ч. в сентябре 2018 года, средства Государственного бюджета в размере 100 млрд сумов;
  • чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятий, учредителем которых является Министерство;
  • 100% средств от реализации имущества общеобразовательных учреждений;
  • 50% от незаконных расходов бюджетных средств, сумм хищений, растрат, недостач, выявленных службами внутреннего аудита Министерства по результатам проверок деятельности учреждений народного образования и взысканных в доход Государственного бюджета, государственных целевых фондов и внебюджетных фондов;
  • 5% средств, поступающих от обучения на курсах переподготовки кадров системы народного образования, проводимых Региональными центрами переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;
  • 5% средств, поступающих во внебюджетные фонды развития учреждений народного образования;
  • доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда содействия;
  • часть доходов от реализации проектов государственно-частного партнерства, а также оказываемых платных услуг территориальными подразделениями и подведомственными организациями Министерства юридическим лицам, занимающимся деятельностью по оказанию негосударственных услуг в сфере общего среднего и внешкольного образования (далее – государственная общеобразовательная организация);
  • благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в т.ч. нерезидентов;
  • гранты и средства технического содействия международных финансовых организаций и зарубежных государств;
  • другие источники, не запрещенные законодательством.

 

Также определено, что с 1.01.2019 г. средства Государственного бюджета выделяются Фонду содействия с применением коэффициента, равного прогнозному индексу потребительских цен на соответствующий год

  • выплата надбавок, премий и других стимулирующих выплат работникам Министерства, его подведомственных организаций и территориальных подразделений;
  • привлечение на работу в Министерство на основе гражданско-правового договора высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных экспертов и соотечественников, проживающих за рубежом;
  • финансирование затрат по содержанию, эксплуатации, строительству и ремонту зданий и сооружений, находящихся на балансе Министерства, его подведомственных организаций и территориальных подразделений, оснащению их необходимым инвентарем, в т.ч. мебелью, связью, компьютерами и другими средствами;
  • обучение, повышение квалификации и стажировку работников Министерства, в том числе в научно-исследовательских, образовательных и иных учреждениях иностранных государств;
  • внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность Министерства, его подведомственных организаций и территориальных подразделений;
  • выплату командировочных расходов работникам Министерства как внутри страны, так и за ее пределами;
  • другие мероприятия, направленные на совершенствование деятельности Министерства;

 

Также определено, что в 2018–2020 годах не менее 50% средств Фонда содействия направляются на покрытие расходов по цифровизации управления системой народного образования и учебного процесса в общеобразовательных учреждениях

 

Фонд развития народного образования

Этот фонд создается со статусом юридического лица и начинает работу с 1.01.2019 г.

 

Источники формирования фонда

Статьи расходов

  • не менее 6% от средств, ежегодно предусматриваемых в параметрах Государственного бюджета на финансирование сферы общего среднего и внешкольного образования;
  • средства бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;
  • благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, в т.ч. нерезидентов;
  • гранты и средства технического содействия международных финансовых организаций и зарубежных государств;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда развития и другие поступления, не запрещенные законодательством.
  • финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту общеобразовательных учреждений, в т.ч. с расширением при необходимости учебных корпусов с организацией учебных мастерских и лабораторий, созданием спортивных залов и площадок и других объектов инфраструктуры;
  • финансирование оснащения (дооснащения) общеобразовательных учреждений, с учетом современных требований и исходя из утвержденных нормативов, новейшим учебно-лабораторным, научным и производственным оборудованием, музыкальными инструментами, спортивным оборудованием и инвентарем, компьютерной техникой и другими элементами обучающих информационно-коммуникационных технологий, а также мебелью и инвентарем;
  • содержание исполнительной дирекции фонда согласно ежегодной смете расходов, утверждаемой Министерством.

 

Документ опубликован в Национальной базе законодательства и вступил в силу 05.09.2018 г.

 

Олег Гаевой.