Развивать международные грузоперевозки будут посредством госфинансирования, предоставления различных льгот и преференций национальным перевозчикам (ПП–4353 от 7.06.2019 г.).
Перевозчикам – финансирование
Национальным перевозчикам будут оказывать господдержку в приобретении большегрузного транспорта, прицепов и полуприцепов, используемых для международных автоперевозок. В 2019–2021 гг. Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности предоставит:
а) компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам в размере:
- 25% от установленной ими ставки, но не более чем на 5 процентных пунктов – по кредитам в национальной валюте;
- 40% установленной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта – по кредитам в иностранной валюте;
б) поручительства по банковским кредитам – до 50% от суммы кредита включительно, но не более чем на 2 млрд сумов.
На указанные цели в обозначенный период также привлекут долгосрочные кредиты иностранных финансовых институтов – не менее $100 млн ежегодно.
Залог, амортизация и экспертиза: новые правила
Введен порядок, согласно которому:
во-первых, большегрузный транспорт, с момента выпуска которого прошло не более 4 лет, а также прицепы и полуприцепы, с момента выпуска которых прошло не более 6 лет, могут приниматься банками в качестве залогового обеспечения при их приобретении в кредит по обоюдному согласию сторон;
во-вторых, в целях налогообложения годовая предельная норма амортизации составляет 10% в отношении:
- грузовых автомобилей (кроме самосвалов), имеющих допустимую максимальную массу свыше 12 тонн;
- седельных тягачей, а также прицепов и полуприцепов, имеющих допустимую максимальную массу свыше 10 тонн;
в-третьих, импортировать большегрузные авто, прицепы и полуприцепы для реализации национальным перевозчикам можно без обязательной экспертизы и регистрации техзаданий в Центре комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов.
Разрешения стали «дешевле»
Национальным перевозчикам, получившим годовую выручку свыше $20 тыс. от экспорта услуг по перевозке грузов из расчета на 1 автотранспортное средство, по их заявлению на каждое авто, используемое для международных перевозок, выдается до 2 разрешений конкретного государства на международные автоперевозки в рамках поквартально распределенного количества разрешений. Обязательное условие – использование не менее 70% от количества полученных перевозчиком иностранных и/или многосторонних разрешений на международные автомобильные перевозки в предыдущем отчетном году.
При этом размер сбора за выдачу иностранного и (или) многостороннего разрешения на международные автоперевозки снижается с 1/3 до 1/4 МРЗП.
Валюту «наличкой», возмещение водителям – можно
Национальным перевозчикам (резидентам) разрешили:
- получать от нерезидентов за пределами Узбекистана наличную иностранную валюту в счет оплаты по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов). Полученные суммы зачисляются на депозитные счета до востребования в иностранной валюте в узбекских банках. Выполнение международных перевозок подтверждается международной товарно-транспортной накладной;
- возмещать водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки, произведенные ими расходы по найму жилого помещения и суточные за время нахождения в командировке, включая время пребывания в пути за каждые сутки в виде общей выплаты без представления подтверждающих документов. Размер возмещения составляет до 50% МРЗП – за время нахождения в пределах Узбекистана и $60 – за время нахождения за его пределами.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 8.06.2019 г.
Олег Заманов.