Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак провести тренинг по продвижению товаров поставщика Как отразить поступление активов при присоединении предприятия или безвозмездной передаче имущества За что штрафует Узэнергоинспекция Как рассчитать НДФЛ с учетом льгот Как рассчитать НДФЛ с учетом льгот

Количество предприятий-монополистов планируют снизить

11.11.2019

Читать на узбекском языке

Действующие законы «О конкуренции» и «О естественных монополиях» будут объединены в один закон прямого действия «О защите конкуренции».

 

О том, какие шаги предпринимаются для улучшения конкурентной среды и свободы предпринимательской деятельности рассказали представители Антимонопольного комитета на пресс-конференции, состоявшейся в Агентстве информации и массовых коммуникаций.

 

В Узбекистане последовательно реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны. По данным Антимонопольного комитета, за последние 3 года количество действующих предпринимательских структур увеличилось на 25%, валовая добавленная стоимость, создаваемая всеми отраслями экономики, составила 88,8% от общего объема ВВП и выросла на 5,1%.

 

Высокий уровень конкуренции достигнут на многих рынках продовольственных (безалкогольные напитки, соки, хлеб, хлебобулочные, мясомолочные, кондитерские изделия и др.) и отдельных рынках непродовольственных товаров (мебель, ковры и ковровые изделия, текстильная продукция и др.), выпускаемых отечественными производителями. Ликвидирована монополия крупных предприятий на рынке строительных материалов, кабельно-проводниковой продукции, рынка услуг денежных переводов.

 

В результате проводимых преобразований за последние 5 лет количество предприятий-монополистов сократилось более чем в два раза. Вместе с тем не решены следующие системные проблемы, которые негативно воздействуют на конкурентную среду в экономике страны:

  • чрезмерное участие государства в экономике;
  • избыточное ценовое регулирование;
  • неэффективная система льгот и преференций;
  • высокая регуляторная нагрузка на субъекты бизнеса и незаинтересованность отраслевых регуляторов развивать конкуренцию;
  • злоупотребление естественным монопольным положением;
  • несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями.

 

По словам Фарруха Карабаева, заместителя председателя Антимонопольного комитета, госорганы на местах, отраслевые ведомства, зачастую преследуя свои интересы, негативно воздействуют на конкурентную среду. Ежедневно принимаются новые нормативно-правовые акты, меняются правила ведения бизнеса. А это является отрицательным фактором в принятии решений по инвестированию.

 

Высокая регуляторная нагрузка на субъекты бизнеса проявляется в огромном количестве нормативно-правовых документов – около 16 тысяч, из них 35% непосредственно оказывают влияние на ведение бизнеса. На сегодня действует также около 45,8 тысячи различных технических регламентов, стандартов, санитарных норм, хотя и не являются законодательными актами, но предъявляются в виде требований различными отраслевыми ведомствами.

 

Действующие законы «О конкуренции» и «О естественных монополиях» устарели, кроме того существует огромное количество подзаконных правовых документов. В проекте нового закона уточнены понятия естественных монополий. К примеру, железнодорожный транспорт в целом не может быть естественной монополией, лишь сами дороги должны быть отнесены к данному понятию. В этом случае в стране могут появиться другие компании, которые будут платить аренду за использование дорог. Такой же принцип будет применен к сфере авиаперевозок и воздушному транспорту, где уже начались реформы. 

 

– Большинство министерств и ведомств, за исключением нескольких, не ставят задачу развивать конкуренцию, даже Министерство экономики, – отметил Бобир Каримов, первый заместитель Антимонопольного комитета.

 

Например, Шуртанский нефтехимический комплекс – монополист в производстве полиэтиленовых гранул, открыл цех по производству пластмассовых труб из полиэтиленовых гранул. Получая их по низким ценам, естественно стал продавать их также по самым низким ценам. Еще один аналогичный пример – национальный интернет-провайдер «Узтелеком», предоставляющий также и розничные услуги «Uzonline».

 

Наиболее ярким антиконкурентным проявлением являются государственные унитарные предприятия (ГУП), создаваемые министерствами и ведомствами. Они получают доступ к ограниченным ресурсам, а также к закупкам по низким ценам, что приводит к неравным условиям на рынке. АМК планирует за 5 лет снизить число государственных унитарных предприятий на 60%.

 

За 10 месяцев с начала 2019 года АМК выявлено 3,6 тысячи антиконкурентных действий. Из них 72% осуществлены госорганами и предприятиями с государственным участием. Анализ влияния льгот на уровень конкуренции показал, что 25 тысячам хозяйствующих субъектов предоставлены льготы и преференции на сумму 88,8 трлн сумов. Это 8% от общего количества предприятий. Бобир Каримов считает, что следует внедрить мировую практику предоставления целевой помощи государства отдельным предприятиям, отказавшись от индивидуальных льгот. Из 245 проектов законодательных актов, оцененных АМК, в 80% выявлены нормы, противодействующие конкуренции.

 

Участие в проведении 182 тендерных торгов и анализ 5 тысяч госзакупок помогло предотвратить 1 255 нарушений требований законодательства.

 

Основными направлениями развития конкуренции в последующие 5 лет являются:

  • обеспечение прозрачности и равных условий для доступа на рынки;
  • сокращение количества предприятий-монополистов на 25%, а также снижение доли участия государства в банковском секторе до 50%.
  • создание системы разумного государственного регулирования цен с внедрением высокоэффективных методов тарифообразования;
  • устранение барьеров для перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка;
  • внедрение упреждающих инструментов защиты конкуренции;
  • усиление мер по пресечению картельных соглашений и сговоров, стимулирование добросовестной конкуренции;
  • внедрение эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровой экономики;
  • снижение административного бремени и издержек субъектов предпринимательства, степени государственного участия в экономике и упорядочение представления государственной помощи;
  • увеличение к 2024 году количества участников госзакупок на 30%.

 

Лола Абдуазимова.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_