Антимонопольный комитет, изучив ситуацию на отечественном фармацевтическом рынке, предлагает внедрить метод внешнего референтного ценообразования. Что это даст?
За 10 месяцев 2019 года в Антимонопольный комитет поступило 248 жалоб от потребителей, касающихся продажи лекарств и изделий медицинского назначения. Из них больше половины – о дороговизне и значительной разнице в стоимости на одно и то же лекарство в разных аптеках.
В республике цены на оптовые и местные лекарства регулируются. Независимо от количества торговых дистрибьюторов, оптовая торговая надбавка не должна превышать 15% закупочной цены, розничная – 20% от оптовой стоимости. Базовая (закупочная) цена в случае с импортом включает указанную в контракте сумму, таможенные платежи и прочие расходы.
Анализ рынка показал, что в импортных контрактах фигурируют скидки для поставщиков, которые в отдельных случаях составляют от 60% до 80%. Это ведет к установлению искусственно высоких закупочных (контрактных) цен и расхождениям в ценах на внутреннем рынке. А если местный импортер заключил «эксклюзивный» контракт с иностранным поставщиком, на продукцию которого спрос высок (например, за счет известности бренда), то скидки могут быть не такими большими, но контрактная цена изначально завышается.
Более чем в 30 странах, включая СНГ, применяется метод внешнего референтного ценообразования, когда стоимость определяется с учетом цен на это же наименование в странах с аналогичным социально-экономическим развитием или географическим расположением.
Стоимость на некоторые препараты в Узбекистане, по сравнению с соседями (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) варьируется от 10% до 100%. Например, Магний В6 в Ташкенте стоит 55–60 тыс. сумов, средняя цена в Нур-Султане и Бишкеке в пересчете на нашу валюту – 40 тыс. сумов, в Душанбе – 30 тыс. сумов, а в Москве – 36 тыс. сумов.
Механизм работает везде по-разному. В Австрии, Болгарии, Италии в качестве внешних референтных принимаются средние цены, а в Венгрии, Польше, Испании используют метод наименьшей стоимости. В Бельгии, Чехии и Беларуси, к примеру, внешние референтные цены применяются ко всем лекарствам, а в Нидерландах, России и Казахстане – только к определенным видам.
Антимонопольный комитет совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли готовит проект НПА о введении механизма внешнего референтного ценообразования на импорт и реализацию лекарств в Узбекистане. Внедрение этого инструмента подразумевает:
- ведение единой электронной базы данных стоимости лекарств в избранных (соседних) странах;
- сравнение закупочных цен на лекарства с ценами в соседних странах;
- ограничение цен в местных аптеках – не свыше внешних референтных цен;
- предоставление местным производителям возможности ознакомиться с утвержденными референтными ценами на сайте Минздрава и учитывать их в расчетах стоимости на свою продукцию.
В результате стоимость препаратов снизится, разница в ценах достигнет минимума, импортеры не смогут манипулировать ценами, и получится экономить бюджетные средства при госзакупках лекарств.