Подписан Указ Президента от 30.10.2020 г. «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов».
Напомним, ранее мы обозревали проект этого документа. В итоговый текст вошли далеко не все предложения разработчиков. Далее подробнее о том, что нашло отражение в подписанном указе.
Исходя из документа, с 1 января 2021 года:
а) до 1 января 2022 года доходы субъектов малого предпринимательства в сфере общепита, полученные от физлиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей, не включаются в совокупный доход в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов;
б) ставка налога с оборота по риэлторской деятельности снижается с 25% до 13%;
в) строительные организации вправе нанимать работников на срочной основе, не заключая договоры, с оплатой наличными, объем которых не должен превышать 10% от общего фонда оплаты труда за отчетный период (без учета суммы соцналога). При этом:
- организации обязаны обеспечить уплату НДФЛ и соцналога и ежемесячно представлять в налоговые органы реестр таких работников, указывая выплаченные им суммы наличных денег. На основе этих реестров налоговики автоматически идентифицируют налогоплательщиков и обеспечивают учет уплаченного НДФЛ и соцналога;
- на работников распространяются нормы законодательства, предусматривающие соцзащиту при несчастных случаях на производстве.
Разработкой и реализацией комплексных мер по борьбе с теневой экономикой займется специальная комиссия и территориальные комиссии на местах. До 1 февраля 2021 года в Администрацию Президента должны внести Стратегию по сокращению теневой экономики в 2021–2025 гг. Ее совместными усилиями разработают ответственные министерства и ведомства, зарубежные, местные эксперты и представители бизнес-сообщества.
В течение месяца разработают порядок проведения налоговых проверок. Процедура должна стать более простой, открытой и прозрачной, повысится ответственность должностных лиц, осуществляющих проверку. В частности, выездные проверки по использованию ККМ и платежных терминалов будут проводиться на основании квартального плана-графика в разрезе налогоплательщиков, а результаты проверок и итоги рассмотрения налоговых споров по ним – публиковаться. Также обозначено, что:
- хозсубъектам разрешено приобретать товары (услуги) с применением корпоративных банковских карт без заключения договора, но с обязательным получением электронных счетов-фактур или чеков онлайн-ККМ на них;
- выездные налоговые проверки, а до 1 января 2022 года также и налоговый аудит проводятся с уведомлением бизнес-омбусмана.
Столичный эксперимент по проведению призовых игр на основании QR-кода либо фискальной отметки в чеках онлайн-ККМ расширяется. Он охватит все регионы страны в 2020 году в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
ЦБ совместно с коммерческими банками до конца года должны:
- внедрить бесконтактные технологии при расчетах населением за товары и услуги, реализуемые самозанятыми, ремесленниками и в пунктах общепита;
- расширить сети банкоматов и многофункциональных терминалов самообслуживания, довести их число до 10 тыс.;
- разработать долгосрочную стратегию развития системы безналичных расчетов.
На Счетную палату возложены дополнительные задачи, в ее структуре создается Сектор по сокращению теневого оборота в экономике и выявлению дополнительных источников доходов бюджета. Профильные подразделения появятся также в Минэкономразвития и сокращения бедности, Минфине и ГНК. При этом с 1 ноября численность управленческого персонала налоговых органов сокращается на 1 154 штатные единицы, или на 10%.
Олег Заманов.