Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак повлияют на расчет отпусков дополнительные нерабочие дни и переносы января в 2025 году План главбуха на январь 2025 года Кто должен отчитаться по статистике за IV квартал 2024 года Минимальные ставки аренды: порядок применения в 2025 году Как определять цены на товары и услуги

Деятельность бирж – на мировой уровень

08.08.2014

 

мнение  Насимжона АЛИМОВА,  члена фракции УзЛиДеП по Закону Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности», принятому  нижней палатой парламента и вносимому  на XV пленарное заседание Сената.

 

Основанием для разработки этого Закона стало Распоряжение Президента Узбекистана от 14 января 2011 года №Р-3557 «О мерах по реализации приоритетных направлений концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране  в  сфере углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики» (далее  - Распоряжение).

 

В случае его принятия в представленном нами виде продолжится процесс дальнейшего совершенствования регулирования товарно-сырьевых и финансовых бирж, будет обеспечено широкое участие в них хозяйствующих субъектов, усилятся  гарантии  участников биржевых сделок.

Законом предусмотрены следующие дефиниции:

 

 - принципы регулирования товарно-сырьевых и финансовых бирж;

 - понятия «биржевая деятельность» и «биржевой товар», введение понятия «биржевой листинг» и порядок включения в него;

- гарантии своевременной поставки купленных на биржах товаров;

- механизмы, упреждающие спекулятивный рост цен на товарно-сырьевых биржах.

 

С учетом международного опыта и сложившейся в республике биржевой практики в Законе уточняются основные понятия биржевой деятельности:

 

Статьей 3 установлено, что биржа – юридическое лицо, являющееся организатором биржевых торгов на основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время.

ля обеспечения прозрачности и гласности деятельности биржи будут создаваться исключительно в форме акционерных обществ, а осуществлять свою деятельность в виде товарно-сырьевой, фондовой и валютной биржи. Включена норма, предусматривающая ограничение использования слова «биржа» юридическими лицами, не отвечающими требованиям настоящего Закона;

 

Статьей 7 устанавливается, что биржевой деятельностью является деятельность, направленная на организацию и упорядочение рынка биржевых товаров и формирования на нем цен на биржевые товары на основе спроса и предложения;

 

Статьей 10 уточняется понятие «биржевой товар» в соответствии с общепризнанной международной биржевой практикой, а также с законодательством Узбекистана (Гражданский кодекс, Законы «О риэлторской деятельности», «О валютном регулировании»);

 

Внесены  изменения и дополнения связанные с тем, что членами биржи кроме брокеров могут быть дилеры и маркет-мейкеры. Уточняются также понятия брокеров, дилеров и маркет-мейкеров. При этом определено, что членами биржи (за исключением валютной) не могут быть органы государственной власти и управления;

 

В статье 15 дается  понятие биржевого котировального листа, законодательно закреплен порядок допуска товара на биржевые торги и биржевой листинг, а также установлено, что товар, включенный в биржевой котировальный лист, считается допущенным к биржевым торгам. Устанавливается также, что процедура допуска товаров неприменима к иностранной валюте и государственным ценным бумагам, которые включаются в биржевой котировальный лист без данных процедур;

 

В целях унификации законодательства и необходимости соблюдения принципа единства правоприменительной практики в области регулирования бирж и биржевой деятельности статьей 2 действие Закона распространено и на валютную биржу. Также статья 2 дополнена положением, предусматривающим приоритет норм международного права над национальным законодательством.

 

Введена новая статья 5 «Органы управления биржи» с целью приведения в соответствие с Законом «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» с учетом особенностей деятельности бирж. Так, в биржевой практике, наблюдательный совет называют биржевым советом. Его основное отличие от наблюдательного - в специфических полномочиях. Например, к его компетенции относится утверждение правил биржевой торговли, порядка приема в члены биржи, приостановления и прекращения членства, порядка формирования и использования средств фонда по обеспечению исполнения заключенных биржевых сделок.

 

Согласно статьи 6 Закона биржи имеют следующие основные права и обязанности:

 

- в целях уточнения механизмов, упреждающих спекулятивный рост цен на биржевом рынке биржа вправе останавливать биржевые торги, если котировки (цены) биржевых товаров отклонятся более чем на определенный биржей предельный размер;

- в целях приведения в соответствие с существующей биржевой практикой биржа обязана осуществлять котирование (определение цены) биржевых товаров на основе соотношения их спроса и предложения;

- с целью усиления гарантий исполнения биржевых сделок биржа обязана создавать условия для обеспечения исполнения заключенных биржевых сделок, осуществлять клиринг, а также  взаиморасчеты между членами биржи и их клиентами, ведение раздельного учета денежных средств биржи, членов биржи и их клиентов.

 

Для усиления гарантий исполнения биржевых сделок в соответствии с Распоряжением, статья 8 дополнена еще одним важным принципом – обеспечение исполнения заключенных биржевых сделок.

 

Статьей 9 предусматривается регулирование деятельности бирж путем создания не более одной биржи по каждому виду с выдачей соответствующей лицензии. При этом, регулирование деятельности товарно-сырьевой и фондовой биржи осуществляется уполномоченным органом в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров, а валютной биржи – Центральным банком. Одновременно из действующей редакции этой статьи исключены нормы, дублирующие положения Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

В статью 11 внесена редакционная правка относительно того, что биржевые торги проводятся в электронной форме, что соответствует биржевой практике и международному опыту.

 

Статьей  12 в значительной степени уточнены и конкретизированы требования к основному документу биржи - правилам биржевой торговли исходя из международного опыта. В частности включены положение о членах биржи, их права и обязанности, порядок допуска членов биржи к участию в биржевых торгах, порядок создания условий для обеспечения исполнения заключенных биржевых сделок, порядок раскрытия информации о биржевых торгах.

 

В статье 17 определено, что биржевые торги проводятся на основании поданных членами биржи заявок в соответствии с правилами биржевой торговли. Котирование биржевого товара осуществляется в автоматическом режиме на биржевых торгах с целью определения его биржевой цены в порядке, установленном правилами биржевой торговли. При этом биржевая цена ценных бумаг, за исключением государственных, полученная по итогам биржевых торгов, является рыночной на дату проведения биржевых торгов.

 

Исходя из существующей биржевой практики в статье 18 отмечено, что регистрация и оформление биржевой сделки осуществляется по результатам биржевых торгов в письменной или электронной форме. При этом, письменное оформление биржевых сделок с ценными бумагами не требуется, а биржевые сделки не подлежат нотариальному удостоверению.

 

В целях усиления гарантий исполнения биржевых сделок в статье 19 установлено, что биржи создают условия для обеспечения исполнения заключенных биржевых сделок путём:

 

- осуществления клиринга и расчётов;

- осуществления контроля и учета поставок биржевых товаров, в случае, если это предусмотрено условиями биржевой сделки;

- установления механизмов, предусматривающих предварительное депонирование денежных средств и биржевых товаров;

- осуществления контроля за соблюдением правил биржевой торговли и обязательств по биржевым сделкам.

 

Закрепляется также и то, что в случае признания биржи банкротом, имущество членов биржи и их клиентов, находящееся на счетах биржи, в ликвидационную базу не включается и подлежит возврату членам биржи и их клиентам после исполнения их обязательств по биржевой сделке. Не допускается обращение взыскания на имущество членов биржи и их клиентов по обязательствам биржи.

 

Также введена новация предусматривающая, что исполнение обязательств по биржевой сделке при недостаточности средств членов биржи может обеспечиваться средствами фонда по обеспечению исполнения заключенных биржевых сделок, предоставляемыми им на платной и возвратной основе.

 

Статьей 20усилены гарантии исполнения биржевых сделок. Теперь биржа не вправе использовать в своих интересах денежные средства членов биржи и их клиентов, за исключением случаев, установленных законодательством и правилами биржевой торговли.

 

В случае если, Закон будет принят в предложенном формате, то результатом станет приближение  отечественных бирж к уровню ведущих мировых бирж таких стран, как Великобритания, Япония, США, Германия, Южная Корея, Китай, Бразилия, Индия и Россия.

 

В ближайшей перспективе будут созданы условия для:

 

- существования единой правоприменительной практики в вопросах биржевой деятельности и работы бирж;

- баланса интересов участников биржевого рынка, акционеров и государства;

- гармонизации  законодательства нашей страны с актами, регулирующими деятельность ведущих мировых бирж, с целью создания условий для интеграции отечественного биржевого рынка в мировой биржевой рынок.

 

Законом будет обеспечено функционирование всех основных элементов системы биржевой деятельности - организация торговли, клиринга, расчетов, гарантии исполнения сделок на уровне мировых стандартов,;  признание отечественных биржевых котировок зарубежными инвесторами, и, как следствие, повышение привлекательности отечественного биржевого рынка для зарубежных инвесторов.

 

Записал М. Усманов