На расширенном заседании Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по бюджету и экономическим реформам был рассмотрен подготовленный Правительством страны проект Бюджетного послания - Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых фондов и основных направлений налоговой и бюджетной политики Республики Узбекистан на следующий год.
В ходе представления этого документа Мубин Мирзаев, заместитель министра финансов отметил, что Бюджетное послание разработано исходя из приоритетных направлений диверсификации экономики, обеспечения баланса макроэкономических показателей, значительного уменьшения доли участия государства в экономике при серьезном повышении роли частной собственности, дальнейшего повышения качества жизни населения.
В частности:
- приоритетные направления налоговой и бюджетной политики, а также основные макроэкономические показатели в 2016 году предусматривают рост ВВП на 7,8%, производства промышленной продукции – на 8,2%, сельскохозяйственной продукции – на 6,1%, объема капиталовложений – на 9,6%;
- совершенствование налоговой и бюджетной политики в следующем году предполагает, что доходы Госбюджета составят 40,5 трлн сумов, расходы – 42,7 трлн, и дефицит 2,2 трлн сумов, или 1,0%. в отношении к ВВП;
- для дальнейшего снижения налогового бремени хозяйствующим субъектам, укрепления их материально-технической базы и стимулирования работников для микрофирм и малых предприятий в сфере оказания услуг в результате снижения ЕНП с 6 до 5% в распоряжении этих предприятий остается 58,4 млрд сумов и увеличению доли сферы обслуживания в ВВП до 55%;
- в основных направлениях налоговой политики 2016 года предлагается сохранить действующие ставки налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, налога на прибыль, ЕНП, НДС и ряда других налогов и обязательных платежей. В концепции налоговой политики 2016 года предусматривается, что налоговое бремя экономики снижается по сравнению с прошлым годом с 20,7 до 19,1%.
- размеры доходов и расходов целевых госфондов в 2016 году определяются в сумме 23,4 трлн сумов;
- адресность социальной политики будет подтверждена ростом доли социальных расходов с 58,7% в 2015 году до 59,2% в следующем. При этом размер средств, выделяемых сфере образования и здравоохранения, занимающих значительное место в социальных расходах, сохранит тенденцию роста по сравнению с прошлым годом, составит по отношению к ВВП в 2016 году соответственно 6,8% и 2,8%;
- в национальную экономику предусматривается выделить средства в размере 2,1% по отношению к ВВП, а объем централизованных инвестиций, финансируемых из Госбюджета, составит 1% по отношению к ВВП, в перспективе позволяющих продолжить осуществление строительных, транспортно-коммуникационных и аграрных проектов.
В ходе обсуждения депутатами подчеркивалось, что преодоление кризисного воздействия мировой экономики и прочих внешних негативных тенденций должно идти по пути реализации комплекса мер по стимулированию внутреннего спроса, апробированного в ряде государств Азиатского региона, как важного фактора стабильного экономического роста Узбекистана. Другим инструментом должны стать меры по расширению доходной базы местных бюджетов и оптимального использования ресурсов в регионах страны, укреплению самостоятельности и повышению заинтересованности органов госвласти на местах.
По итогам представления и обсуждения Бюджетного послания принято решение Комитета об обсуждении его на пленарном заседании Законодательной палаты.
Элбек ШУКУРОВ,
член фракции УзЛиДеП и Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса
по бюджету и экономическим реформам.
Материалы по теме:
Исполнение бюджета идет с социальной ориентированностью
О Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении»