Комментарий по данной теме представила депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана Алия ЮНУСОВА:
- Парламентарии Узбекистана не только встречаются со своими избирателями для разрешения их насущных проблем, готовят предложения и «мониторят» исполнение законодательных актов, но и обмениваются опытом и наработками с зарубежными коллегами.
В составе делегации Республики Узбекистан я приняла участие в конференции по обзору обязательств Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области гендерного равенства, проходившей в г.Вене и приуроченной к десятилетию принятия Плана действий данной организации.
Форум был организован ОБСЕ в партнерстве с Гендерной секцией Секретариата, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, швейцарским представительством, Парламентской Ассамблеей (ПА) и внешнеполитической службой ЕС, Советом Европы и ООН.
Помимо представителей Узбекистана, в работе конференции приняли участие делегации всех 57 государств - участников ОБСЕ и стран-партнеров, эксперты из институтов ОБСЕ и миссий на местах, ПА, а также представители международных (ООН), региональных (ЕС, Совета Европы, НАТО) и других ННО, всего около 300 человек.
Цель мероприятия – создание возможности структурам ОБСЕ, государствам-участникам и партнерам (в том числе и институтам гражданского общества) по сотрудничеству осмыслить то, что было достигнуто за последнее десятилетие в плане интеграции гендерной перспективы в систему безопасности. А также озвучить пути устранения пробелов в реализации Плана действий, выработать планы на перспективу и среднесрочный период для выполнения.
Конференция открылась приветственными выступлениями Генерального секретаря ОБСЕ Л.Заньери, директора БДИПЧ ОБСЕ М.Линка, Специального представителя МИД Швейцарии по глобальному устойчивому развитию М.Гербера, министра по международному развитию МИД Финляндии П.Хаависто, члена Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, постоянного представителя Хорватии при ОБСЕ Д.Шимоновича.
Были заслушаны доклады по регулированию кризисных ситуаций с учетом гендерных аспектов, по расширению экономических прав и возможностей женщин, их участию в общественно-политической жизни. Поднимались также вопросы борьбы с насилием в отношении женщин и институциональных механизмов обеспечения учета гендерной проблематики.
Напомню, что Узбекистан ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 31 августа 1995 года. После ратификации Конвенции усилилась целенаправленная и последовательная работа по обеспечению прав женщин в области духовного и интеллектуального развития, их полноценного участия в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны.
С потребностью в своих правах женщина сталкивается как в личной, так и в общественной жизни. Права женщины в нашей стране закреплены в Конституции, Семейном, Трудовом, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Узбекистан, а также в нормативных документах, регулирующих имущественные отношения прав собственности в равной степени для мужчин и для женщин. На сегодняшний день более 300 законодательных актов Узбекистана имеют непосредственное отношение к защите основных прав и свобод женщин и детей.
Не секрет, что в ряде сфер общества, отраслей национальной экономики и бизнеса преобладают женщины, законные интересы которых, несмотря на имеющиеся проблемы, должны быть обеспечены в полной мере.
Согласно статьям 84 и 224 Трудового кодекса, не только запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с возможной беременностью или наличием детей, но и даётся право принимать их без предварительного испытания.
Кроме этого, в Трудовом кодексе оговорено обеспечение прав женщин-работников, согласно чему отдельным категориям женщин предоставляют особые социально-трудовые гарантии. К этим нормам относятся, например, ограничение занятости женщин во вредных и особо вредных условиях труда; выход на пенсию в 50 лет женщинам, имеющим 5 детей, возможность выхода на пенсию, при желании женщины в 54 года.
В целях решения социальных проблем проводится работа по вовлечению женщин в экономические процессы, в том числе путем поддержки желающих заниматься предпринимательской деятельностью, более полного их информирования о существующих системах кредитования, расширения семейного бизнеса, а также надомного труда, обучения женщин-предпринимателей составлению бизнес-планов. Не последнюю роль в этом играет и ННО «Тарбиркор аёл», действующее в Узбекистане уже более 20 лет.
Из личных наблюдений хочется отметить, что выбор специальностей обучения в учебных заведениях у женщин и мужчин заметно отличается. На него до сих пор влияют сложившиеся стереотипы мышления, то есть деление труда на «женский» и «мужской», традиции в семьях. При этом, студентки высших и средних специальных учебных заведений, как правило, в выборе специализации отдают предпочтение таким отраслям, как просвещение и здравоохранение, мужчины - промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, юриспруденция.
Думаю, что нынешний этап демократизации и модернизации общества в Узбекистане характеризуется созданием нового качества национальных и общечеловеческих ценностных систем. Выполнение одной из основных задач в рамках глобального развития - содействие толерантному равенству и расширению прав и возможностей женщин гарантирует равный доступ к получению всех видов образования, обеспечивая тем самым расширение прав и возможностей женщин занимать авторитетные должности во всех сферах деятельности.
Говоря о том, что сейчас мне близко по теме – о политических правах женщин, хочу отметить, что присутствие женщин в политике обеспечивается, прежде всего, конституционным правом. Политика – это общее дело, это проявление гражданской ответственности, независимое от половой принадлежности.
Напомню, что по итогам последних выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса, были избраны 33 женщины, что составляет 22% от общего числа депутатов нижней палаты. Это кандидаты от четырех партий, действующих в стране, а также представители от Экологического движения Узбекистана. Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса, заместителем председателя Комитета по занятости и социальным вопросам, председателем комитета по международным делам и межпарламентским связям нижней палаты, Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека, заместителем председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан также являются женщины. В Сенат Олий Мажлиса было избрано 15 женщин, или 15% от общего числа избранных сенаторов от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Активное участие женщин обеспечено и на уровнях исполнительной и местных органов власти. Так, пост заместителя Премьер-министра Узбекистана занимает женщина, среди заместителей хокимов областей, городов, районов также есть наиболее активные представительницы женской части населения.
С данными фактами делегация Республики Узбекистан познакомила участников и экспертов конференции. У делегатов конференции вызвал неподдельный интерес комплексный подход нашего правительства к вопросам интеграции гендерных аспектов. В том числе и по реализации Целей развития тысячелетия ООН, в работе по совершенствованию национального законодательства с учетом международных стандартов в области прав человека по обеспечению равных возможностей.
Вместе с тем, у меня лично и других членов делегации после осмысления увиденного и услышанного на конференции, родились идеи и предложения по дальнейшему обеспечению равных возможностей женщинам Узбекистана в самых разных сферах общественного и государственного строительства.
Не случайно в центре города Ташкента находится памятник, олицетворяющий образ женщины-матери, на поклон к которой ежедневно приходят наши соотечественники и иностранные гости. Убеждена, что в вопросе гендерного равенства правовой компонент должен дополняться ментальным и трепетным уважением к Женщине.
Записал Маъруф Усманов