Для реализации поправки, внесенной в статью 103 Конституции Узбекистана, группа депутатов нижней палаты парламента, выйдя с законодательной инициативой, подготовила законопроект «О внесении дополнения в Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах»*, предусматривающий механизм заслушивания кенгашами народных депутатов отчетов хокимов области, района и города по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития возглавляемого ими региона.
Законопроект был рассмотрен и одобрен Комиссией по подготовке проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Графиком проведения законотворческих работ, образованной Распоряжением главы государства от 25.06.2014 г. № Р-4305.
– Сложившаяся в стране с 1992 года практика предусматривает целостную систему последовательного рассмотрения отчетов руководителей органов госвласти на местах по итогам социально-экономического развития в предыдущем году и определения приоритетных задач на предстоящий год, – поясняет Алия ЮНУСОВА, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан. – Ежегодно во второй декаде января проводится заседание Правительства, на котором дается развернутая оценка его деятельности, а также хокимов областей и г. Ташкента по итогам предыдущего года, определяются важнейшие приоритеты социально-экономического будущего развития Узбекистана.
В Республике Каракалпакстан, областях, в каждом районе и городе также проводятся аналогичные заседания.
В целях реализации поправки в статью 103 Основного Закона, а также исключения дублирования в презентации отчетов хокимами перед представительными органами власти, предлагается закрепить существующую систему в действующем законодательстве путем внесения отдельной статьи 251 в Закон «О государственной власти на местах». Она будет предусматривать:
отчет хокима области и г. Ташкента перед Кенгашем народных депутатов на заседании, посвященном итогам социально-экономического развития региона, которое проводится не позднее 10 дней после соответствующего заседания Правительства;
обсуждение на заседании областного Кенгаша народных депутатов осуществляется на основании материалов основного доклада и протокольного решения Кабинета Министров, исходя из тех оценок, которые даны работе органов госвласти на местах, а также задач социально-экономического развития каждого конкретного региона;
отчет хокима района (города) перед Кенгашем народных депутатов на заседании по итогам социально-экономического развития района (города), проводимом не позднее 10 дней после заслушивания отчета хокима области;
на заседания в областях и г. Ташкенте приглашаются депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, представители Кабинета Министров, руководители областных органов, ответственных за социально-экономическое развитие региона. На данные заседания приглашаются члены обеих палат Парламента, представители Правительства, кенгашей народных депутатов областей, хоким области или его заместители;
по итогам обсуждения принимается решение Кенгаша народных депутатов, содержащее комплексный анализ и оценку эффективности работы хокима и органов исполнительной власти на местах, рекомендации и предложения по ее дальнейшему совершенствованию, а также меры по обеспечению мониторинга за ходом реализации решения.
Для обеспечения максимальной открытости деятельности органов исполнительной власти на местах материалы отчетов будут публиковаться в местных средствах массовой информации и на веб-сайтах данных органов.
В случае принятия в таком формате Закона помимо того что региональная власть станет доступнее и понятнее гражданам, не потребуется дополнительных затрат из Госбюджета республики.
* Размещен на сайте www.norma.uz
Маъруф Усманов.
Публикации по теме:
Кто сможет заниматься образовательной деятельностью
Второе заседание Сената Олий Мажлиса состоится в мае