На днях в парламент поступил законопроект «О порядке отбывания административного ареста», внесенный Кабинетом Министров[1]. В этом обзоре о том, что планируется отразить в данном законопроекте.
Необходимость принятия указанного закона заключается в том, что действующими НПА не урегулированы правила отбывания административного ареста, не определены места его отбывания и правовой статус подвергнутых ему лиц. Соответственно, отсутствуют требования к техническому и материально-бытовому оснащению таких помещений. Помимо этого, не предусмотрены права и обязанности администрации и сотрудников специальных приемников, лиц, подвергнутых административному аресту и гарантии их реализации, ряд других принципиальных положений.
На практике это приводит к возникновению ряда проблем при оказании юридической помощи, обеспечении личной безопасности, определении ежедневного довольствия, привлечении к труду, решении иных существенных вопросов отбывания данного административного взыскания.
Внесенный законопроект состоит из 10 глав и 42 статей и направлен на решение указанных проблем. Однако в парламенте продолжается работа по тщательному анализу деталей документа.
Среди них, по нашему мнению, следует обратить особое внимание на:
- значение терминов «административный арест», «администрация специального приемника», «специальный приемник», «сотрудники специального приемника», «лицо, подвергнутое административному аресту», «камера» и т.д., основания и принципы отбывания административного ареста и правовое положение специальных приемников;
- порядок приема, содержания и размещения лиц, подвергнутых административному аресту, их личного досмотра, досмотра предметов и вещей, размещения и содержания таких лиц, внутренний распорядок в специальном приемнике, а также порядок применения технических средств надзора и контроля;
- правовой статус, права и обязанности, обеспечение личной безопасности и оказание юридической помощи лицам, подвергнутым административному аресту, их участие в гражданско-правовых сделках и семейных отношениях, подача и получение ими обращений, почтовых отправлений и передач, выезд за пределы специального приемника, а также регулярное посещение специального приемника Омбудсманом;
- требования к местам содержания, материально-бытовому и медицинскому обеспечению лиц, подвергнутых административному аресту;
- основные права и обязанности администрации и сотрудников специального приемника, связанные с обеспечением режима содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в специальных приемниках;
- общие нормы относительно взыскания и освобождения от расходов, связанных с содержанием в специальном приемнике лиц, подвергнутых административному аресту, их привлечения к оплачиваемому труду и неоплачиваемым физическим работам;
- виды и порядок применения мер поощрения и дисциплинарного взыскания к лицам, подвергнутых административному аресту;
- общие и специальные условия применения адекватной физической силы и специальных средств;
- основания и порядок освобождения из специальных приемников, а также осуществления процедур, связанных со смертью лица, подвергнутого административному аресту;
- основные вопросы осуществления ведомственного и общественного контроля, прокурорского надзора за деятельностью специальных приемников, обжалования действий (бездействия) их администрации и работников, а также вопросы, исходящие из законотворческой практики и правоприменения[2].
Следует отметить, что реализация данного Закона потребует выделения из средств Государственного бюджета дополнительных финансовых и материальных ресурсов, необходимых для строительства новых и реконструкции имеющихся 5 специальных приемников, что диктует необходимость определения подготовительного периода для создания условий вступления Закона в силу.
Алия ЮНУСОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции Народно-демократической партии Узбекистана
Публикации по теме:
Молодежь и правопорядок в фокусе внимания Парламента
Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран
Домашний арест как мера наказания
[1] Разработан Министерством внутренних дел. Согласован с Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (омбудсманом), министерствами юстиции, здравоохранения, труда, финансов, экономики, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, Службой национальной безопасности и Палатой адвокатов.
[2] Субъектом законодательной инициативы на основании общих принципов и норм подготовлены перечни подзаконных актов, подлежащих изменению, дополнению, признанию утратившими силу или принятию в связи принятием в предлагаемом формате данного Закона, согласно которому будут разработаны подзаконные НПА, устанавливающие конкретные права и обязанности уполномоченных госорганов, юридических лиц и граждан.