В парламенте ведется обсуждение изменений и дополнений в одни из самых важных нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения – Законы «Об опеке и попечительстве» и «О гарантиях прав ребенка». О том, какие новшества нас ожидают, рассказывают сами депутаты.
Как известно, защита интересов молодежи является постоянным приоритетом государственной политики. А одним из важнейших направлений работы в этой сфере остается забота о детях, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. Это находит свое отражение во многих государственных программах.
Например, в абзаце первом пункта 4 Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка» (далее – Госпрограмма) поставлена задача по внесению изменений и дополнений в Закон «Об опеке и попечительстве», предусматривающих регулирование порядка установления заболеваний, при наличии которых лицу будет отказано в установлении опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей[1].
Так, сегодня в Республике Узбекистан 13 724 ребенка находятся под опекой, 9 578 – под попечительством. Ежегодно органами опеки и попечительства в среднем выявляется около 7-ми тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более 2 тыс. детей передаются на опекунство, более 1 тыс. – на попечительство. Однако, передавая кому-либо ребенка, государство внимательно изучает личность будущего опекуна или попечителя.
Так, ст. 22 данного Закона гласит, что не могут быть назначены опекунами или попечителями лица:
- лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
- признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
- бывшие усыновители, если усыновление было отменено за уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей или неисполнение их надлежащим образом, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленными, вследствие хронического алкоголизма или наркомании;
- отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей либо за злоупотребление своими правами;
- ранее осужденные за умышленное преступление.
Однако в данной статье не урегулирован вопрос о назначении опекунства (попечительства) лицам с серьезными заболеваниями. А это в будущем может отрицательно повлиять на здоровье и образ жизни ребенка.
В связи с этим в Закон вносятся нормы об отказе в назначении опекунства и попечительства лицам с определенными проблемами со здоровьем. Это предотвратит распространение инфекционных и других заболеваний и послужит воспитанию здорового поколения, обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства и общества. Конкретный перечень заболеваний определит Кабинет Министров с привлечением специалистов-медиков.
Кроме того, в абзаце втором пункта 4 Госпрограммы определена задача по введению в Закон уточняющих норм, определяющих кто из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном государственном обеспечении и в каком порядке, и какими госорганами будет оформляться постановка на полное гособеспечение.
Дело в том, что нормы о детях, находящихся на полном гособеспечении, содержатся в целом ряде нормативно-правовых актов. Например, в Налоговом кодексе, Законах «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О гарантиях прав ребенка», постановлениях Кабинета Министров от 25.01.2002 года № 33 «О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы», от 29.11.2007 года № 247 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях», от 22.05.2008 года № 104 «Об утверждении Положения о детских городках для детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении», от 15.02.2013 года № 44 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» и др.
Однако в настоящее время на практике возникают разночтения ввиду отсутствия в нашем законодательстве норм, устанавливающих, какая категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном гособеспечении, а также определяющих порядок их полного гособеспечения и само понятие «ребенок, находящийся на полном гособеспечении».
Так, в течение 2014-2015 годов и первого полугодия 2016 года в министерства народного образования и финансов поступило 92 обращения от граждан и соответствующих организаций. Вследствие отсутствия нормы, связанной с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, соответствующими организациями и ведомствами на местах по отношению и к детям-сиротам, находящимся под опекой и попечительством и не являющимся воспитанниками учреждений с полным гособеспечением, а также к детям, оставшимся без попечения родителей, применяется понятие о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, в результате чего наблюдаются случаи неправильного использования бюджетных средств.
На самом деле по отношению к детям-сиротам, находящимся под опекой и попечительством, и не являющимся воспитанниками учреждений с полным гособеспечением, а также к детям, оставшимся без попечения родителей, нет законных оснований для применения понятия «ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении».
К сведению: По республике 23 302 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (0-18 лет), устанавливаются опекунство и попечительство. Также ежегодно в среднем около 4 тыс. детей в связи с достижением 18 лет исключаются из попечительского надзора. Например, в 2015 году из попечительского надзора исключено 3816 детей. Если всем детям этой категории на основе вышеуказанной нормы ежегодно выделять денежные пособия за счет бюджетных средств, в среднем необходимо будет выделение 50 млрд. сумов.
Между тем, при изучении зарубежного законодательного опыта в этой сфере[2] выявлено, что в их законодательных актах есть норма, связанная с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, но отсутствует определение, кто входит в данную категорию. Только в Законе Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» есть норма, связанная с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, и конкретно определено, какие категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном гособеспечении.
Поэтому внесение в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» норм, устанавливающих, какая категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном гособеспечении, а также определяющих их полное гособеспечение, по нашему мнению, приведет к устранению вышеуказанных недоразумений, эффективному использованию средств Государственного бюджета Республики Узбекистан при выделении социальных пособий детям этой категории.
Алия ЮНУСОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.
Публикации по теме:
О правах ребенка надо помнить не только в Международный день
Молодежь и правопорядок в фокусе внимания Парламента
Дети: права без обязанностей и ювенальная юстиция
[1] Разработка законопроекта была включена также в Программу по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов в 2016 году (утв. ПКМ № 42 от 17.02.2016 г.).
[2] Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина.