Пояснения Полянте СВЕШНИКОВА, депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члена фракции УзЛиДеП к законопроекту «О внесении изменений в статью 12 Закона Республики Узбекистан «О микрофинансировании», рассмотренному в Нижней палате Парламента в первом чтении.
Прежде всего, следует напомнить, что Закон Республики Узбекистан «О микрофинансировании» был принят 15 сентября 2000 году. Жизнь вносила свои изменения в систему и инструменты микрокредитования, а предлагаемые изменения в статью 12 Закона Республики Узбекистан «О микрофинансировании» продиктованы принятием Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» (от 18.07.2012 г. № УП-4455).
Еще в 29 декабря 2012 года в действующий Закон были внесены изменения и дополнения, в частности, в статью 19 «Досрочный возврат микрокредита, микрозайма и досрочная оплата стоимости объекта микролизинга», которая прозвучала так: «Заемщик вправе досрочно возвратить сумму полученного микрокредита, микрозайма или досрочно оплатить стоимость объекта микролизинга, а также оплатить начисленные проценты (процентный доход лизингодателя) за срок их фактического использования».
Внесенные изменения в статью 12 «Приостановление или прекращение действия лицензии, а также ее переоформление и аннулирование» позволили приостанавливать действия лицензии в случаях нарушения микрокредитной организацией требований законодательства о микрокредитных организациях, в том числе лицензионных требований и условий.
Решение о приостановлении действия лицензии принимается в случаях:
нарушения микрокредитной организацией требований законодательства о микрокредитных организациях, в том числе лицензионных требований и условий;
невыполнения микрокредитной организацией решений, обязывающих устранить выявленные в ее деятельности нарушения.
Решение о прекращении действия лицензии принимается в случаях:
наступления неплатежеспособности микрокредитной организации;
систематического нарушения требований законодательства о микрокредитных организациях, установленных экономических нормативов и искажения отчетных данных;
задержки осуществления деятельности по предоставлению микрофинансовых услуг более чем на шесть месяцев с момента выдачи лицензии.
Решение о прекращении действия лицензии может приниматься и в иных случаях в соответствии с законом.
Переоформление лицензии осуществляется в случаях преобразования микрокредитной организации, изменения ее наименования, местонахождения (почтового адреса) в порядке, предусмотренном законодательством.
Лицензия аннулируется в случае установления факта получения лицензии с использованием подложных документов.
Аннулирование лицензии не влечет признания недействительными ранее совершенных операций микрокредитной организации.
Внесенные дополнения в статью 12-1 «Права микрокредитной организации» дали возможность микрокредитной организации:
оказывать микрофинансовые услуги с условием обеспечения исполнения обязательств заемщиком или без такового в соответствии с договором;
мотивированно отказать заявителю в оказании микрофинансовой услуги;
запрашивать у заявителя документы, необходимые для оказания микрофинансовой услуги и исполнения обязательств по договору;
требовать досрочного выполнения обязательств заемщиком в случае несвоевременной оплаты или использования целевого микрокредита не по назначению;
оказывать консультационные и информационные услуги;
устанавливать размер неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заемщиками микрокредитной организации в соответствии с договором;
привлекать средства для оказания микрофинансовых услуг в соответствии с настоящим Законом.
Микрокредитная организация может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Внесенные изменения в статью 12-2 «Обязанности микрокредитной организации» обязали микрокредитную организацию:
сообщать в письменной форме заявителю достоверную и полную информацию о его правах и обязанностях, в том числе о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, всех затратах, связанных с оказанием микрофинансовой услуги, а также о процентной ставке по оказываемой микрофинансовой услуге;
оказывать микрофинансовые услуги в порядке и сроки, установленные договором;
возмещать заемщику убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
иметь уставный фонд не ниже установленного минимального размера;
соблюдать правила проведения финансовых и кассовых операций, а также установленные экономические нормативы;
вести бухгалтерский учет, отчетность и другую документацию в соответствии с законодательством;
своевременно представлять отчетность в установленном порядке;
обеспечивать представителям Центрального банка Республики Узбекистан, направленным для проведения проверки, доступ к документам и другим источникам информации о деятельности микрокредитной организации.
Внесенные изменения в статью 15 «Полномочия Центрального банка Республики Узбекистан по регулированию и надзору за деятельностью микрокредитных организаций» позволили Центробанку:
осуществлять регулирование и надзор за деятельностью микрокредитных организаций с целью поддержания стабильности финансовой системы, обеспечения защиты интересов заемщиков и кредиторов в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан»;
устанавливать минимальный размер уставного фонда микрокредитных организаций, правила проведения финансовых и кассовых операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также экономические нормативы;
утверждать порядок начисления процентов за оказываемые микрофинансовые услуги;
проверять деятельность микрокредитных организаций и давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений требований законодательства о микрокредитных организациях;
устанавливать требования к проведению аудита деятельности микрокредитной организации;
устанавливать квалификационные требования к руководителю исполнительного органа микрокредитной организации;
взыскивать штраф до одного процента от установленного минимального размера уставного фонда в случае нарушения микрокредитной организацией требований законодательства о микрокредитных организациях и установленных экономических нормативов;
ограничивать проведение отдельных финансовых операций микрокредитной организации на срок до трех месяцев;
приостанавливать или прекращать действие либо переоформлять и аннулировать лицензию микрокредитной организации.
Внесенными дополнениями в статью 15-1 «Служба внутреннего аудита» определено, что микрокредитная организация с балансовой стоимостью активов более одного миллиарда сумов решением высшего органа управления микрокредитной организации вправе создавать службу внутреннего аудита, которая подотчетна только высшему органу управления микрокредитной организации, а руководитель и иные работники службы внутреннего аудита назначаются высшим органом управления микрокредитной организации.
Конкретизируется, что служба внутреннего аудита осуществляет контроль и оценку работы исполнительного органа и филиалов микрокредитной организации путем проверок и мониторинга соблюдения ими законодательства, учредительных и других документов, обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и отчетности, установленных правил и процедур осуществления финансово-хозяйственных операций, а также сохранности активов.
Внесенные дополнения в статью 16-1 «Конфиденциальность информации в микрокредитных организациях» позволили микрокредитным организациям гарантировать конфиденциальность информации по финансовым операциям и счетам своих заемщиков и кредиторов. Так, члены органов управления, работники службы внутреннего аудита и исполнительного органа микрокредитной организации обязаны хранить тайну по операциям и счетам микрокредитной организации, ее заемщиков, а также по операциям с кредиторами.
За разглашение конфиденциальной информации лица, которым эта информация была доверена или стала известной в связи с выполнением ими служебных обязанностей, предусмотрена ответственность в установленном порядке.
Подводя итог, хочется сказать, что данный законопроект отвечает программным целям и текущим задачам УзЛиДеП, которая создавая экономические, организационные, правовые условия и гарантии для обеспечения свободы предпринимателей, всестороннее стимулирование деятельности данного сегмента общества, обеспечение экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, предотвращение имеющихся преград на пути развития предпринимательской деятельности, в лице фракции в нижней палате парламента единогласно его поддержала. Вносимые дефиниции и изменения также позволят сократить сроки рассмотрения банками и другими кредитными организациями. В частности, вместо десяти рабочих дней, установленных раннее, процедура будет проходить в течение трех дней, предлагаемых проектом закона. Это значительно облегчит доступ субъектов предпринимательства и населения к кредитным средствам, продвинет экономику в сторону ускоренного развития.