В Парламенте обсуждается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О техническом регулировании»*.
– Наша страна успешно влилась в мировое сообщество, что подтверждает членство в более чем 100 международных организациях и объединениях – ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, ОБСЕ, СНГ, ШОС, Интерпол и многие другие, – комментирует обсуждаемый законопроект Кутлимурат БАБАШЕВ, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства и торговли. – Этот процесс продолжается, и в ближайшей перспективе стоит вопрос вхождения во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Участие в ней позволит решить многие вопросы внешнеэкономической деятельности при соблюдении баланса интересов граждан и государства, унификации национальных стандартов с международными, защиты отечественных производителей.
Целями законопроекта1 являются:
- дефиниция области применения технических регламентов (далее – техрегламенты);
- своевременное применение международных методов отбора образцов, испытаний и измерений продукции.
Проект направлен на обеспечение единообразной трактовки области применения техрегламентов, соответствия требованиям Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, повышение экспортного потенциала страны и развитие конкуренции в сфере производства товаров и услуг.
Законопроектом предусмотрено из главы 3 Закона «О техническом регулировании» исключить понятия «работы». Это обеспечит конкретизацию области применения техрегламентов.
Сейчас в Узбекистане требования к проводимым работам регулируются действующими Экологическими нормами, Правилами по охране труда, Санитарными правилами и нормами, Правилами промышленной, пожарной безопасности, а также договорными обязательствами между работодателем и исполнителем. Исключение понятия «работы» из сферы технического регулирования позволит избежать дублирования требований в различных документах, что снимет различные барьеры для предпринимательской деятельности.
Практика разработки и экспертизы в Узбекистане 10 техрегламентов показывает, что их содержанием не охватываются требования к работам.
Необходимо отметить, что, согласно пункту 1 Постановления главы государства № ПП-1442, системное внедрение международных стандартов качества и техрегламентов при производстве промышленной продукции, обеспечивающих ее конкурентоспособность на внешних рынках, – одно из приоритеных направлений развития экономики. В связи с этим был проведен анализ нормативной базы технического регулирования на международном уровне. В Соглашении о технических барьерах в торговле ВТО определены обязательные требования к продукции и услугам. Соглашением предусмотрено, что эти требования устанавливаются в техрегламентах. Также необходимо отметить, что с 1 января 2021 года вступает в силу Соглашение о зоне свободной торговли (договор между странами СНГ). В его статье 11 предусматривается применение техрегламентов по принципам ВТО. То есть обязательные требования к продукции (услугам) должны регулироваться техрегламентами. А это позволит создать условия прозрачности и применения единых требований ко всем участникам подписанного Соглашения, увеличить конкурентоспособность экспортируемой отечественной продукции на рынках СНГ.
Результаты изучения международного опыта стали основанием при разработке Закона «Об оценке соответствия». Согласно его статье 3 оценка соответствия – определение соответствия продукции, производственных процессов, услуг, систем менеджмента, персонала, органов по оценке соответствия требованиям НПА. Сюда также входит оценка нормативных документов в области технического регулирования, которая также не охватывает понятие «работы». То есть оценивать безопасность проводимых работ стандартными методами невозможно.
Одна из основных целей деятельности по стандартизации в Узбекистане – соответствие качества производимой продукции и оказываемых услуг требованиям международных стандартов ИСО2.
Законопректом определяется перечень нормативных документов, регулирующих отбор образцов, испытания и измерения продукции. Это обеспечит их утверждение на национальном уровне.
Сейчас действуют 5 общих техрегламентов3. И при принятии обсуждаемого законопроекта Агентство «Узстандарт» составит перечень стандартов, утрачивающих обязательный характер.
Вносимое изменение позволит ускорить разработку техрегламентов, предусмотренных Правительственной программой4. В соответствии с подписанным Узбекистаном Соглашением о зоне свободной торговли требования к импортируемой продукции должны будут устанавливаться в техрегламентах. Поэтому надо все техрегламенты разработать до 1 января 2021 года.
Из статьи 17 Закона «О техническом регулировании» предлагается исключить требование по содержанию в техрегламентах правил отбора образцов, методов испытаний и измерений продукции, необходимых для оценки соответствия продукции, что позволит своевременно и оперативно применять международные методы испытаний и измерений.
На основе принятых стандартов разрабатываются проекты техрегламентов, а практика их разработки показала, что обязательное требование по включению методов испытаний и измерений затрудняет процесс технологического оснащения действующих лабораторий, которые обязаны проводить оценку безопасности продукции только по методу, установленному в техрегламенте. Для применения других методов в него необходимо будет вносить изменения.
По нашему мнению, внесение изменений в действующие НПА обеспечит их приведение в соответствие с международными требованиями, т.е. будет обеспечена защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции, процессов и услуг, применении международных методов испытаний и измерений продукции.
Беседовал Маъруф УСМАНОВ.
* Размещен на сайте www.norma.uz.
Публикации по теме:
В центре внимания – законность процедур
Предлагается расширить перечень предприятий, подлежащих энергоаудиту
Устранить проблемы в корпоративном управлении АО
Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:
Если в сертификате происхождения по одной позиции товара указан не тот код ТН ВЭД, является ли это основанием для неприменения к данному товару сертификата происхождения? Что делать, если таможенные органы не согласны с кодом товара, который указали в «Узбекэкспертизе» ? Почему сама таможня не дает такого заключения?Какие документы представляются таможенным органам при экспорте?
Какие документы представляются таможенным органам при экспорте ?
1 Разработан во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 мая 2015 года № 116, а также поручения Правительства от 16 августа 2014 года № 1010с.
2 На сегодня стандарты ИСО насчитывают более 16 тысяч, которые используют около 160 стран на всех континентах. Стандарты ИСО устанавливают требования к продукции и услугам, а также методы испытаний, измерений и анализа. В стандартах ИСО не предусмотрены требования к проводимым работам.
3 «О безопасности автотранспортных средств по условиям эксплуатации», «О безопасности железнодорожного транспорта при технической эксплуатации», «О безопасности полиграфической продукции для учебных заведений», «О безопасности автотранспортных средств, переоборудованных для работы на сжатом природном газе и на сжиженных нефтяных газах», «О безопасности металлургической продукции».
4 Программой разработки технических регламентов, утвержденной постановлением Правительством от 30 июля 2014 года № 207.