9 июля 2014 года вЗаконодательной палате Олий Мажлиса состоялся семинар, посвященный сути и значению реформ в судебно-правовой системе Узбекистана. Мероприятие было организовано Комитетом Законодательной палаты по законодательству и судебно-правовым вопросам совместно с Высшими учебными курсами Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан в преддверии 23-й годовщины независимости страны.
Своим мнением о проведенном мероприятии поделился Тулкун ТУРСУНОВ, заместитель председателя Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по законодательству и судебно-правовым вопросам, член фракции УзЛиДеп:
– Уходят в прошлое стереотипы боязни разрешения жизненных вопросов в судах, да и сами понятия об исключительно карательной функции судебной системы. В свободном и независимом Узбекистане осуществляются широкомасштабные преобразования по обеспечению подлинной независимости судебной власти, превращению ее в эффективный государственный институт, который в состоянии надежно защитить права, свободы и законные интересы всех категорий граждан, субъектов предпринимательства и общественных структур.
Тем не менее, еще предстоит многое сделать в сфере осуществления полномасштабных судебно-правовых реформ, наполнения правовой поддержкой этих процессов, обеспечения открытости деятельности судов.
Именно этим вопросам и был посвящен состоявшийся на днях в нижней палате парламента семинар, организованный нашим Комитетом в сотрудничестве с Высшими учебными курсами Генеральной прокуратуры республики.
Выступавшие на семинаре отмечали, что законы и другие нормативно-правовые акты, разрабатываемые и принимаемые в рамках Концепции главы государства по дальнейшему углублению демократических реформ и формированию гражданского общества в стране, имеют большое значение в дальнейшем реформировании и либерализации судебно-правовой системы. Прорывными моментами в этой сфере стала расширенная практика применения института «Хабеас корпус» в целях укрепления судебного надзора за уголовным производством, обеспечение реальной состязательности защиты и обвинения в судебном процессе, наделения полномочиями судов по применению мер процессуального воздействия в качестве отстранения лица от должности, а также помещение в медицинские учреждения.
Неоспоримо и значимо повысился авторитет «третьей» ветви власти, существенно обеспечена социальная защита судебного корпуса. Подтверждением тому и серьезным стимулятором эффективной системы подбора и расстановки судебных кадров, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, стали указы главы государства, которые способствовали принятию Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Внесены поправки в Трудовой и Налоговый кодексы, законы
«О занятости», «О судах», «О Конституционном суде Республики Узбекистан» и пр.
В частности, для того чтобы в обществе сложилось стойкое уважение к лицу, отправляющему правосудие, внесены изменения в Закон «О судах», которые определяют, что судьей может стать гражданин Узбекистана, достигший 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы в правоохранительных органах не менее 5 лет, постоянно повышающий уровень знаний и квалификацию, имеющий соответствующий жизненный опыт.
Одновременно с этим, реальное обеспечение независимости и социальной защищенности судей стало закрепление в Законе вопросов предоставления лицам, освобожденным от работы в связи с избранием или назначением на должность судьи, после прекращения их полномочий ранее занимаемой ими должности или в случае ее отсутствия работы, приравненной к ней, сохранения средней заработной платы судьям после окончания срока их полномочий на период рассмотрения документов для переизбрания или переназначения их на новый срок либо до их трудоустройства на новое место работы не менее 3 месяцев. Согласитесь, это очень серьезные и веские гарантии!
Мы, законодатели, руководствуясь принципом «сдержек и противовесов», выдвинутым Президентом Республики Узбекистан, создавая прочные правовые основы судебной власти, понимаем, что все эти меры служат дальнейшему совершенствованию судебной системы и деятельности судов, обеспечению принципа верховенства закона в государстве и обществе, надежному обеспечению и защите прав и конституционных интересов личности с учетом демократического выбора развития нашей страны и норм международного права.
Представительство и число участников семинара было достаточно широким. Здесь можно было увидеть и услышать разные мнения и конструктивные предложения депутатов Законодательной палаты и членов Сената парламента, сотрудников Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, судей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов и представителей Министерства юстиции и его Центра повышения квалификации юристов, Министерства внутренних дел и его Академии, Ташкентского государственного юридического университета, Национального университета Узбекистана, правоведов и работников СМИ.
Записал Маъруф Усманов