В Парламенте обсуждается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О недрах»*.
– В ходе реализации принятого больше 20 лет назад Закона «О недрах» (далее – Закон) в стране проведена существенная работа по совершенствованию действующей нормативной базы, рациональному и эффективному использованию недр с привлечением инвестиций в эту сферу, – комментирует проект Сохибжон ИСМОИЛОВ, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам промышленности, строительства и торговли. – При этом был сделан упор на упрощение процедур по предоставлению права на пользование участками недр. Одновременно с этим, проводимые в отрасли структурные изменения настоятельно требуют дальнейшего совершенствования нормативной базы.
В настоящее время функции по проведению геологоразведочных работ разделены2 между Госкомгеологии, а также Навоийским и Алмалыкским горно-металлургическими комбинатами (далее – ГМК).
Госкомгеологии совместно с ГМК ежегодно формируют годовые Программы геологоразведочных работ. Основной источник их финансирования – средства Госбюджета. При этом отдельные геологические проекты реализуются за счет собственных средств комбинатов.
НХК «Узбекнефтегаз» на основе ежегодных программ проводит геологоразведочные работы на углеводородное сырье. Основная часть проектов – за счет собственных средств компании.
Согласно статье 25 Закона для геологического изучения недр за счет средств Госбюджета лицензия не нужна, регистрируется только проектно-сметная документация в Госгеолфонде. А по статье 26 Закона в случае финансирования геологического изучения за счет собственных средств предприятий требуется получение лицензии на право пользования участками недр.
Сам процесс получения лицензии занимает определенное время – требуется проведение дополнительной экспертизы проектов и условий пользования участками недр в уполномоченных органах, подготовка и принятие ряда правительственных решений и т.д. Кроме этого, необходимо уплатить в Госбюджет сумму подписного бонуса, что приводит к удорожанию стоимости геологоразведочных работ.
Исходя из вышеизложенного, законопроектом предлагается внести дополнение в статью 25 Закона и распространить ее нормы на объекты, геологическое изучение которых финансируется за счет собственных средств предприятий.
Надо отметить, что по Положению о порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые3, лицензии предоставляются на основе публичных торгов. Документом также определены критерии отбора победителей, предусматривающие наличие достаточных финансовых ресурсов, минимальных технических и технологических возможностей соискателей, и т.д.
Для стимуляции интереса к этой сфере в последние годы сокращены количество запрашиваемых документов, сборы за их рассмотрение, сроки проведения публичных торгов. В результате принятых мер значительно увеличена роль субъектов малого и среднего бизнеса. Из 708 участков недр более 639, или 90,3%, приходится на их долю. За счет собственных средств ими за 4 года открыто 105 месторождений нерудного сырья.
Вместе с тем выявлены отдельные месторождения (участки), которые длительное время не разрабатываются, а лицами, имеющими на них исключительное право, не получены лицензии. Отсутствие в законодательстве ограничения сроков предоставления исключительного права на последующую добычу способствует увеличению количества неразрабатываемых месторождений.
Поскольку освоение месторождений требует значительных финансовых затрат, отдельные лица с исключительным правом на последующую добычу не соответствуют финансовым критериям по выдаче лицензий. Для обеспечения сохранности ископаемых и их дальнейшего рационального использования в 2014 году на баланс Госкомгеологии возвращены 50 месторождений, у балансодержателей которых не было лицензии.
Для повышения эффективности разработки недр предлагается внести дополнения в статью 26 Закона, предусматривающие:
- установление срока предоставления исключительного права на получение лицензии для отработки выявленного месторождения (участка) – до одного года с даты утверждения запасов полезных ископаемых;
- сохранение предоставления юридическим и физическим лицам, проводившим геологоразведочные работы за счет собственных средств, преимущественного права в публичных торгах на получение лицензии для разработки месторождения после истечения срока предоставления исключительного права.
Убеждены, что принятие в предлагаемом формате закона будет способствовать дальнейшему повышению эффективности геологоразведочных работ и созданию здоровой конкурентной среды в сфере недропользования, реализации требований законодательства в сфере рационального использования минерально-сырьевой базы страны.
Беседовал Маъруф УСМАНОВ.
*Размещен на сайте www.norma.uz.
__________________________
1 От 3.12.2004 г. № 710-II «Об охраняемых природных территориях» (новая редакция в соответствии с Законом от 4.09.2014 г. N ЗРУ-373).
2 Постановление главы государства от 27.08.2010 г. № ПП-1396.
3 Положение о порядке выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, утверждено постановлением главы государства от 2.05.2011 г. № ПП-1524.