В рамках исполнения постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность» (от 2.12.2014 г. № 328) Минфином вынесен на обсуждение проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете».
Проект предусматривает как введение в Закон «О бухгалтерском учете» (далее – Закон) новых статей, так и внесение изменений и дополнений в действующие.
Так, проект предусматривает:
- дополнение перечня субъектов бухгалтерского учета (далее – субъекты). В настоящее время это юридические лица, зарегистрированные в Узбекистане, их дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие структурные подразделения, расположенные как на территории республики, так и за ее пределами, а также органы госвласти и управления. С принятием изменений обязательство по ведению бухучета будет возложено и на филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории республики (если иное не предусмотрено международными договорами);
- определение понятий синтетического, аналитического учета и хозяйственной операции.
При этом уточнено, что синтетический учет ведется в порядке, определяемом законодательством о бухучете, а порядок аналитического учета субъект определяет самостоятельно;
- уточнение перечня субъектов, бухгалтерский учет и отчетность которых регулируются Центральным банком: помимо банков, к таким субъектам будут отнесены и другие кредитные организации. Понятие «кредитные организации» раскрывает статья 22 НК – это банки, микрокредитные организации, ломбарды и иные кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию;
- уточнение положения о праве подписи на документах. Как известно, руководитель обязан утвердить два перечня лиц, имеющих право подписи: первый – это лица, осуществляющие руководящие функции, и второй − функции бухучета и финуправления. Закон также дает право руководителю самостоятельно вести бухучет, то есть принять функции бухучета и финуправления на себя. В таких случаях, как будет предусмотрено Законом, в обоих перечнях руководитель указывает себя;
- обязательное наличие в числе реквизитов первичных документов единиц измерения хозоперации, наименования должностей лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, а также их подписей с фамилиями и инициалами или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Такими реквизитами могут быть, к примеру, паспортные данные, ИНН;
- обязательное подтверждение первичных учетных документов, представленных в электронном виде, электронной цифровой подписью (ЭЦП);
- перечень обязательных реквизитов регистров бухучета и возможность их создания в электронном виде;
- корректировку понятий добавленного и резервного капиталов в статье об учете собственного капитала;
- уточнение о составлении юрлицами консолидированной финансовой отчетности;
- определение срока обязательной публикации ежегодной финансовой отчетности акционерными обществами, страховыми компаниями, банками, фондовыми и товарными биржами, инвестиционными фондами и другими финансовыми организациями. В действующей редакции Закона срок публикации отчетности после подтверждения ее данных аудиторами ограничен первым мая следующего за отчетным года. Проектом же предусмотрена публикация отчетности вместе с аудиторским заключением в течение 2 недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта. Напомним, что определенные субъекты подлежат обязательному аудиту. Их перечень определен Законом «Об аудиторской деятельности» (от 9.12.1992 г. № 734-XII), а сроки его проведения предусмотрены Положением о порядке взыскания штрафа с хозяйствующих субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки (приложение № 2 к ПКМ от 22.09.2000 г. № 365) до 1 мая отчетного года по годовой финансовой отчетности за предыдущий год (с этими документами можно ознакомиться в ИПС "Норма. Законодательство"). Акционерные общества, к примеру, должны провести годовое общее собрание акционеров не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года;
- установление единого минимального срока хранения как первичных учетных документов, регистров бухучета, других документов, связанных с организацией и ведением бухучета, так и финансовой отчетности, − не менее 5 лет после отчетного года (периода). В действующей редакции Закона для первичных документов, бухгалтерских регистров и данных компьютерного учета установлен минимальный срок хранения 3 года.
Изменение срока хранения бухгалтерских документов приведет в соответствие положения Закона и Налогового кодекса, статьей 47 которого определено, что налоговая отчетность хранится в органах государственной налоговой службы и у налогоплательщика в течение срока исковой давности по налоговому обязательству. А срок исковой давности определен статьей 38 НК – 5 лет после окончания налогового периода. Другими словами, в течение этого срока налоговые органы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и обязательных платежей, а налогоплательщик вправе потребовать зачета или возврата излишне уплаченных сумм по ним.
Также Закон планируется дополнить новыми статьями:
- 2-1, которая раскрывает понятие бухгалтерского учета как упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составления на ее основе финансовой отчетности;
- 5-1, определяющей правила ведения бухучета, подготовки и составления финансовой отчетности в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета (НСБУ). Также субъектам предоставится право применять международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в установленном законодательством порядке;
- 7-1, предусматривающей требования, предъявляемые к руководителю бухгалтерской службы. В частности, им может быть как главный бухгалтер, так и другое должностное лицо, ведущее бухучет и финуправление.
Для бухгалтеров очень значительным, на наш взгляд, нововведением станет законодательно установленное обязательство всех работников субъекта соблюдать требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозопераций и представлению их в бухгалтерию. И, без сомнения, все бухгалтеры оценят новое положение Закона о том, что в случае возникновения разногласий между руководителем субъекта и руководителем бухгалтерской службы по каким-либо хозоперациям документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.
Новой статьей определены обязательные требования, которые должны предъявляться при назначении руководителя бухгалтерской службы:
- акционерных обществ;
- страховых организаций;
- инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических
и физических лиц;
- благотворительных и других общественных фондов, внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления юридических и физических лиц;
- хозсубъектов с госдолей в уставном фонде и государственных унитарных предприятий.
Такими требованиями являются: наличие высшего экономического образования по направлениям «Бухучет» или «Аудит» и связанный с ними стаж работы не менее трех лет из последних десяти календарных лет (при наличии высшего экономического образования по другим направлениям − не менее пяти лет); отсутствие неснятой или непогашенной судимости.
К руководителям бухгалтерской службы банков и других кредитных организаций требования устанавливаются Центробанком.
На руководителя субъекта будет возложена обязанность обеспечить руководителю бухгалтерской службы один раз в 3 года прохождение курса повышения квалификации;
- 15-1, обязывающей субъекты организовать внутренний контроль, то есть установить определенные правила и порядки для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
Напомним, что данный проект находится в стадии обсуждения и согласования. Принять участие в обсуждении, внести свои предложения можно до 15 июля 2015 года. Также нужно принять во внимание, что проект может быть изменен, скорректирован и даже отклонен.
Ирина АХМЕТОВА, наш эксперт.
Публикации по теме:
Проекты НПА на Едином портале: отчет и заключение аудиторов
Скорректированы минимальные размеры ЕСП
Разъяснения о новом порядке возмещения предприятиями расходов на выплату пенсий