Мнение Алии ЮНУСОВОЙ – депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса, члена фракции Народно-демократической партии Узбекистана по законопроекту «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».
В рамках социального партнерства гражданское общество последовательно усиливает свое влияние в государственном строительстве, что предполагает развитие и совершенствование нормативно-правовой базы этого участия. Одним из эффективных институтов гражданского общества являются самые крупные ННО в стране – профессиональные союзы.
Надо отметить, что принятый в 1992 году Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» способствовал последовательному развитию профсоюзного движения, обеспечению действенной защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников.
Но одновременно с этим приходится констатировать, что Законом не урегулированы отношения, складывающиеся в современных реалиях и механизмах рыночной экономики. Также регламентация Законом вопросов, касающихся создания, регистрации и деятельности профессиональных союзов ориентированы на правоприменительную практику государств с нерыночной и избыточно централизованной системой управления.
Помимо этого, положения Закона не в полной мере соответствуют нормам ТК, Законам «Об охране труда», «О негосударственных некоммерческих организациях» и другим законодательным актам, либо полностью не охватывают трудовые, социально-экономические основы профессиональных союзов.
При подготовке законопроекта был учтен опыт государств ближнего и дальнего зарубежья, основополагающие положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ратифицированных Узбекистаном Конвенций МОТ:
- Конвенция № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров;
- Конвенция № 135 о защите прав представителей трудящихся предприятий и предоставляемых им возможностях;
- Конвенция № 154 о содействии коллективным переговорам;
- Ряд положений Конвенции № 87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы.
Предлагаемые изменения в Законе предусматривают исключение отдельных, противоречащих законодательству норм, предусматривающих:
- право профсоюзов выдвигать кандидатов в народные депутаты, принимать участие в выборной кампании в их поддержку;
- право профсоюзов на одностороннее принятие решений (постановлений)
- по индивидуальным трудовым спорам;
- положения, ограничивающие право работодателя по прекращению трудового договора по собственной инициативе в течение двух лет после истечения срока выборных полномочий;
- гарантии для лиц, избранных в органы профессиональных союзов, предусматривающие дополнительные выплаты и более длительный период для трудоустройства с сохранением заработной платы (до одного года).
Помимо этого, во избежание разночтений в правоприменительной практике и обеспечения единообразного исполнения НПА в сфере труда, нормы Закона приводятся в соответствие с положениями ТК, пересматривая:
- необоснованно длительные сроки (один месяц) рассмотрения работодателем представлений профсоюза, которые исчерпывают возможность обжалования факта правонарушения в суде, для которого также установлен срок в один месяц;
- сроки рассмотрения представлений профсоюзов и предварительного уведомления о массовом высвобождении, не соответствующие положениям ТК;
- порядок участия профсоюзов в гражданском судопроизводстве, с учетом нововведенных положений приказного производства, включенных в ГПК;
- порядок запрещения деятельности профсоюзов, не соответствующий положениям Конституции (ст. 62), ГК (ст. 53) и ТК (ст. 21), а также Законам «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (ст. 22), «О негосударственных некоммерческих организациях» (ст.ст. 34, 35).
Кроме этого, исходя из практики применения норм Закона, с учетом тенденции развития национального законодательства, перспектив имплементации международных стандартов в сфере труда, Закон дополняется отдельными нормами, направленными на:
1. Обеспечение гарантии права на объединение, в соответствии с Конституцией (ст. 34), для отдельных категорий работников, в частности, индивидуальных предпринимателей, ремесленников и лиц, выполняющих разовые работы;
2. Постепенное внедрение в деятельность профсоюзов общемировых стандартов и законодательного опыта зарубежных стран, предусматривающих создание профсоюзов в определенной отрасли или территории, даже без образования первичных организаций, в то время как, Закон предусматривает схему, согласно которой профсоюзы создаются в организациях, с последующим образованием территориальных и отраслевых объединений;
3. Более эффективную защиту социально-трудовых прав работников частного сектора, в свете реализации Указа Президента от 15.05.2015 г. № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», согласно которому с 1 июля 2015г., индивидуальным предпринимателям предоставлено право нанимать до 3-х работников;
4. Уточнение и закрепление прав объединений профсоюзов, которые до сих пор отсутствовали в Законе.
В соответствии с национальной законодательной техникой:
- пересмотрены несоответствия в узбекской и русской редакциях Закона;
- устаревшая терминология приводится в соответствие с положениями ТК, Законов «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об образовании», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также требований юридической техники;
- реализация законопроекта не повлечет финансовых расходов и не потребует внесения изменений и дополнений в национальное законодательство.
По нашему мнению принятие в предлагаемом формате Закона послужит гарантией свободы профессиональных союзов в социально-трудовой сфере и будет способствовать:
- эффективной имплементации международных трудовых стандартов, в частности, Конвенций МОТ в национальное законодательство;
- созданию необходимой правовой базы для дальнейшего развития профсоюзов, совершенствования правовых и экономических основ их деятельности, а также гарантии их независимости;
- действенному усилению защиты трудовых и социально-экономических прав граждан;
- обеспечению законности и укрепления общественного контроля в социально-трудовой сфере.
Маъруф Усманов
Публикации по теме:
Предлагается повысить ответственность за травматизм на работе
От государственного - к общественному