Комментарий депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, члена Комитета по бюджету и экономическим реформам (фракция УзЛиДеП) Насимжона АЛИМОВА к обсуждаемому законопроекту «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»».
По нашему убеждению внесение законопроекта преследует цель дальнейшего расширения участия хозсубъектов и населения в инвестиционных процессах, создания дополнительных стимулов и условий для осуществления инвестиций в модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производств, а также расширения методов стимулирования инвестиций, защиты прав и собственности инвесторов.
Нужно отметить, что объективная необходимость модернизации действующего законодательства и подготовка законопроекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» мотивирована:
Распоряжением главы государства от 14 января 2011 года за № Р-3557 «О дополнительных мерах по реализации приоритетных направлений «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране»;
комплексом мер по ускорению законопроектов, предусмотренных
в «Концепции углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», утвержденного Первым заместителем Премьер–министра от 25 октября 2012 года №02/1-644;
протоколом №1 заседания Комиссии по подготовке проектов нормативно-правовых актов в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики от 24 января 2011 года №02/1-33.
Проведенный детальный анализ конвенций и международных договоров, законодательных актов в сфере инвестиционной деятельности, практика стран ближнего и дальнего зарубежья легли также в основу законопроекта. Кроме этого, при разработке данного законопроекта были изучены и учтены отдельные положения следующих нормативных документов:
Закон Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» от 24 декабря 2012 года №ЗРУ-342;
Указ Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года №УП-4434 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций»;
Положение о порядке формирования Инвестиционной программы Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 года №395;
Закон Республики Узбекистан от 06 января 2012 года № ЗРУ-319 «О конкуренции»;
Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года № 611-I «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»;
Земельный кодекс Республики Узбекистан;
Постановление Правительства страны от 16 июня 2011 года за № 175 «О создании Фонда финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана»;
проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. № 609-I «Об иностранных инвестициях»».
Разработанный законопроект согласован в установленном порядке с отраслевыми структурами управления (Министерствами экономики, финансов, внешних экономических связей, инвестиций и торговли, труда и социальной защиты населения, юстиции, Государственным комитетом по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, налоговым комитетом, таможенным комитетом, комитетом по архитектуре и строительству), Комитетом по координации развития науки и технологий, Институтом прогнозирования макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Фондом развития и реконструкции Узбекистана.
Говоря же о конкретных новациях в законопроекте, необходимо сообщить, что расширен перечень основных понятий, используемых при осуществлении инвестиционной деятельности («инвестиционный проект», «субъект инвестиицонной деятельности» и др.), а также осуществлена дефиниция действующих понятий в связи с современными требованиями к инвестиционным процессам («инвестиции», «инвестор», «реинвестиции», и др.). Существенно и то, что в формы осуществления инвестиций добавлено право собственности на объекты интеллектуальной собственности. Кроме этого, в проекте детально сформулированы источники финансирования инвестиционной деятельности. Появилось определение порядка осуществления инвестиций
всех видов и форм. Осуществлено закрепление права и ответственность субъектов инвестиционных процессов, включая инвесторов, заказчиков, разработчиков проектов, подрядчиков, поставщиков и др.
Важно и то, что при разработке проекта Закона была осуществлена инвентаризация действующих налоговых и таможенных льгот и преференций по реализуемым инвестиционным проектам, по результатам которой дополнена новые нормы в статью о стимулировании инвестиционной деятельности.
Помимо этого, в действующую редакцию Закона внесены новые статьи:
статья 1. «Основные задачи настоящего Закона»;
статья 6. «Осуществление инвестиций при реализации инвестиционного проекта»;
статья 17. «Стимулирование инвестиционной деятельности»;
статья 18.«Источники финансирования инвестиционной деятельности».
Кроме того, существенно расширены статьи:
статья 8. «Объекты инвестиционной деятельности»;
статья 9. «Субъекты инвестиционной деятельности»;
статья 10. «Права инвестора»;
статья 12. «Права субъектов инвестиционной деятельности»;
статья 14. «Взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности»;
статья 19. «Централизованные и нецентрализованные инвестиции»;
статья 24. «Инвестиционные фонды»;
статья 25. «Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности»;
статья 32. «Разрешение споров».
Несомненно и то, что внесение данных изменений и дополнений в закон расчитана на потенциального инвестора, который может найти в нем гарантии
и правила, применимые к его инвестициям.
Не маловажно и то, что принятие такого Закона не потребует материальных затрат и не предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Госбюджета страны.
Позиция нашей партии в том, что в случае скорейшего принятия данного Закона в указанном формате появится эффективный нормативный акт, стимулирующий поток частных инвестиций и содействующий реализации государственной политики Узбекистана в сфере инвестиций, ускоренному развитию всех отраслей экономики страны.
Записал М. Усманов