28 августа 2014 года в городе Ташкенте открылось пятнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем присутствовали приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации. Заседание вел Председатель Сената Олий Мажлиса И.Собиров, сообщила Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В ходе Пленарного заседания рассматривались законы «О социальном партнерстве», «О коммерческой тайне», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Последний предусматривает внесение изменений и дополнений в законы «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», «О микрофинансировании», «О страховой деятельности», «О валютном регулировании», «О средствах массовой информации», «Об охране природы», «Об информатизации», Таможенный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности, другие акты законодательства. Все законы, рассматриваемые на пленарном заседании, были одобрены.
На Пленарном заседании сенаторы заслушали и рассмотрели отчет Генерального прокурора Узбекистана о состоянии и мерах по дальнейшему усилению прокурорского надзора за соблюдением действующего законодательства по обеспечению прав и свобод человека и отчет председателя правления Центрального банка республики.
При рассмотрении Закона «О социальном партнерстве», сенаторы отметили, что он призван определить четкие организационно-правовые механизмы взаимодействия ННО с госструктурами в разработке и реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны. По мнению сенаторов, большое значение в деле укрепления социального партнерства будут иметь нормы закона, предусматривающие создание при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента общественных фондов по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, а также соответствующих общественных комиссий из числа депутатов представительных органов власти на местах, представителей соответствующих подразделений хокимиятов, органов юстиции и финансов, ННО.
Рассматривая Закон «О коммерческой тайне», было отмечено, что он призван защищать коммерческую тайну и конкретизировать информацию к ней относящуюся, систематизировать ее и обеспечить защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной конкуренции. Как подчеркнули сенаторы, принятие закона послужит совершенствованию правового регулирования процесса установления режима коммерческой тайны, находящегося в сфере общественных интересов, и содержит ряд новаций.
При рассмотрении Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности», сенаторы особо отметили, что закон создает условия для действия единой правоприменительной практики в вопросах биржевой деятельности и работы бирж, а также механизмы для интеграции отечественного биржевого рынка в мировой.
В докладе Генерального прокурора отмечалось, что в отчетном периоде органами прокуратуры проделана масштабная работа, направленная на исполнение задач по обеспечению верховенства закона, укреплению законности, защите прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, конституционного строя Узбекистана, предупреждению и профилактике правонарушений. Особое внимание было уделено охране личных, политических, экономических, социальных и других прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с повышением эффективности надзора за исполнением законодательства в области занятости населения, трудоустройства молодежи и выпускников колледжей и лицеев, эффективным обеспечением соблюдения прав граждан на достойные условия труда, квалифицированное медицинское обслуживание, а также надежной защиты жизни и здоровья граждан от преступных посягательств, действенной реализации их прав на судебную защиту. Поднимался вопрос и по обращениям граждан в уполномоченные органы. В частности, Генеральный прокурор отметил, что, несмотря на проделанную работу, зафиксированы факты игнорирования должностными лицами требований законодательства об обращениях граждан. Так, недостатки при работе с обращениями граждан выявлены в деятельности министерств сельского и водного хозяйства, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения и других государственных органов.
Проделана также работа по донесению сути и требований вновь принятых нормативно-правовых актов, обеспечению точного и единообразного применения норм законодательства, а также повышению правовой культуры населения.
Сенаторами были высказаны предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод граждан.
Сенаторы заслушали и отчет председателя правления Центрального банка Узбекистана. Он рассказал о деятельности Центрального банка в 2013 году, которая была направлена на выполнение программных задач, намеченных в докладе Президента на заседании Кабинета Министров 18 января 2013 года, по обеспечению устойчивого развития и надежности банковской системы страны и расширению ее участия в финансовой поддержке высоких темпов экономического роста, макроэкономической сбалансированности, модернизации, технического и технологического обновления и диверсификации экономики.
Так, в отчетном периоде наблюдались высокие темпы роста уровня капитализации и депозитной базы банков, укрепление их устойчивости и достижение высоких международных показателей, расширение объемов кредитования реального сектора экономики. Достаточность капитала банковской системы страны сохраняется на уровне, превышающем минимальные международные стандарты в три раза, а ее ликвидность - в 2,2 раза выше нормативных требований. Активы банков, а также общий объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики выросли на 30%. При этом доля кредитов, выданных на инвестиционные цели, увеличилась в 1,25 раза. Объем выданных субъектам малого бизнеса кредитов составил 7 триллионов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2012 году. В том числе объем микрокредитов увеличился в 1,3 раза и составил 1,4 триллиона сумов. Общий объем депозитов в коммерческих банках увеличился на 30,2%.
Сенаторы обратили внимание на необходимость усиления роли, дальнейшего повышения эффективности деятельности Центрального банка в осуществлении принятой стратегии денежно-кредитной политики, обеспечивающей стабильно высокие темпы роста экономики, мобилизации для этого имеющихся резервов и возможностей. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию системы банковского надзора путем расширения практики использования международных норм, критериев и стандартов, повышению инвестиционной деятельности банков, обратив при этом особое внимание на финансирование проектов, предусмотренных в программах социально-экономического развития регионов, организацию рабочих мест и обеспечение занятости населения, осуществление системных мер по комплексному развитию и финансовой поддержке женского и семейного предпринимательства.
Также на Пленарном заседании были рассмотрены вопросы о переименовании Хамзинского района столицы; об избрании председателя Конституционного суда Республики Узбекистан; об избрании заместителя председателя Конституционного суда Республики Узбекистан; об избрании председателя Верховного суда Республики Узбекистан; об освобождении от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Малайзии; об освобождении от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Российской Федерации; об освобождении от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Республике Корея и о назначении на должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Узбекистан в Малайзии.