Проект
Об электронном правительстве
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего закона
Целью настоящего закона является регулирование отношений государственных органов с юридическими и физическими лицами, а также между собой в рамках функционирования «электронного правительства».
Статья 2. Задачи настоящего закона
Основными задачами настоящего Закона являются определение принципов формирования и функционирования «электронного правительства», порядка его управления, а также прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Статья 3. Законодательство об «электронном правительстве»
Законодательство об «электронном правительстве» состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об «электронном правительстве», то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
электронное правительство – форма организации деятельности государственных органов, основанная на автоматизации государственных функций, включая оказание электронных государственных услуг физическим и юридическим лицам, взаимодействие государственных органов между собой с использованием информационно-коммуникационных технологий;
автоматизация административных процедур – применение информационно-коммуникационных технологий для сбора, обработки, хранения и передачи информации в рамках выполнения государственных функций;
административная информация – сведения или данные, которые создаются, собираются, используются, распространяются и хранятся государственными органами с целью реализации административных процедур;
административная процедура – нормативно установленный порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственным органом государственных функций, включая требования к результатам их осуществления и их оформление, в том числе в электронной форме;
государственная услуга – деятельность по предоставлению услуг государственных органов, осуществляемая по запросам заявителей или в уведомительном порядке в пределах установленных полномочий и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов;
государственные органы – применительно к данному закону, органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах;
Единый портал интерактивных государственных услуг – государственный информационный ресурс в сети Интернет, обеспечивающий доступ к сведениям о государственных услугах, а также предоставление электронных государственных услуг по принципу «одного окна»;
заявитель – физическое или юридическое лицо, обратившиеся в государственный орган с запросом на оказание электронной государственной услуги;
идентификация – процесс распознавания заявителя путем предоставления им идентификатора для осуществления аутентификации в «электронном правительстве»;
идентификационный номер налогоплательщика – номер, присваиваемый конкретному налогоплательщику при его постановке на учет. Идентификационный номер налогоплательщика и другие учетные данные о налогоплательщике вносятся в Единый реестр налогоплательщиков Республики Узбекистан;
код юридического лица – индивидуальный номер, присваиваемый юридическому лицу при включении в Единый государственный регистр предприятий и организаций;
межведомственная интеграционная платформа – совокупность аппаратно-программных средств, предназначенных для интеграции информационных систем «электронного правительства» в рамках оказания электронных государственных услуг и организации межведомственного взаимодействия;
номер идентификации (персональный код) гражданина Республики Узбекистан – цифровой персональный код, уникальный для каждого гражданина, позволяющий идентифицировать его в информационных системах «электронного правительства»;
персональные данные – сведения, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту, зафиксированные на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе. К персональным данным относятся биографические, биометрические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном, служебном и финансовом положении, образовании, профессии, а также состоянии здоровья;
принцип «одного окна» – форма централизованного оказания государственной услуги, предусматривающая минимальное участие заявителей в сборе и подготовке документов при оказании государственной услуги и ограничение его непосредственного взаимодействия с государственными органами;
реестр электронных государственных услуг – классифицированный перечень государственных услуг, предоставляемых государственными органами физическим и юридическим лицам в электронной форме в рамках «электронного правительства»;
электронная государственная услуга – государственная услуга, предоставляемая государственным органом заявителям в форме информационных, интерактивных и транзакционных услуг с применением информационно-коммуникационных технологий.
Статья 5. Принципы формирования и функционирования «электронного правительства»
«Электронное правительство» основывается на следующих основных принципах:
открытость деятельности государственных органов в рамках «электронного правительства»;
равный доступ заявителей к электронным государственным услугам;
согласованное взаимодействие между государственными органами в рамках «электронного правительства»;
обработка административной информации в электронной форме;
обеспечение информационной безопасности «электронного правительства»;
постоянное повышение качества деятельности государственных органов
и оказываемых электронных государственных услуг.
Статья 6. Принцип открытости деятельности государственных органов в рамках «электронного правительства»
Информация о порядке реализации административных процедур и оказываемых электронных государственных услуг заявителям является общедоступной и открытой, если иное не установлено законодательством.
Государственные органы при оказании электронных государственных услуг информируют заявителя о состоянии рассмотрения и результатах исполнения услуг.
Статья 7. Принцип равного доступа заявителей к электронным государственным услугам
Государственные органы обязаны создавать необходимые условия для оказания электронных государственных услуг без ограничений всем заявителям, в том числе лицам с ограниченными возможностями.
Статья 8. Принцип согласованного взаимодействия между государственными органами в рамках «электронного правительства»
Государственные органы, оказывающие государственные услуги, в том числе в электронной форме, не вправе требовать от заявителей представления информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативно-правовыми актами, или которые в соответствии с законодательством имеются в распоряжении государственных органов.
Государственный орган, получивший запрос на предоставление административной информации, необходимой для выполнения административной процедуры, в том числе для реализации государственной услуги, обязан предоставить данную информацию, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Статья 9. Принцип обработки административной информации в электронной форме
Государственные органы должны обеспечивать создание, сбор, обработку, использование, распространение и хранение административной информации в электронной форме.
Административная информация, создаваемая, собираемая, используемая, распространяемая и хранящаяся государственными органами в электронной форме, имеет одинаковую юридическую силу с другими формами представления информации, кроме случаев, установленных законодательством.
Статья 10. Принцип обеспечения информационной безопасности «электронного правительства»
Государственные органы обязаны обеспечивать информационную безопасность и целостность информационных ресурсов и информационных систем «электронного правительства».
Не допускаются действия государственных органов, направленные на передачу или получение несанкционированного доступа к имеющимся в их распоряжении персональным данным третьим лицам, включая их опубликование или размещение в открытом доступе, кроме случаев, установленных законодательством.
Статья 11. Принцип постоянного повышения качества деятельности государственных органов и оказываемых электронных государственных услуг
Государственные органы обязаны постоянно повышать качество своей деятельности и оказываемых электронных государственных услуг на основе критериев их оценки качества, а также проведения изучения общественного мнения.
ГЛАВА 2. Государственное управление в сфере «электронного правительства»
Статья 12. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в сфере «электронного правительства»
К полномочиям Кабинета Министров Республики Узбекистан в сфере «электронного правительства» относятся:
определение основных направлений государственной политики развития «электронного правительства»;
обеспечение условий формирования и функционирования «электронного правительства»;
утверждение реестров функционирующих в рамках «электронного правительства» государственных органов Республики Узбекистан и реестров государственных услуг и электронных государственных услуг, правила их формирования и ведения;
утверждение перечня и сроков перевода в электронную форму административных процедур государственных органов и их государственных услуг, подлежащих оптимизации и автоматизации;
утверждение методики оценки качества оказания государственных услуг,
а также целевых индикаторов и показателей эффективности реализации проектов формирования и развития «электронного правительства»;
оценка результатов деятельности государственных органов по достижению ключевых показателей эффективности оказания электронных государственных услуг и принятие решений по результатам оценки состояния внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий;
утверждение требований к размещению сведений о государственных услугах и правил взаимодействия государственных органов в рамках деятельности Единого портала интерактивных государственных услуг.
К полномочиям Кабинета Министров могут быть отнесены и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия Уполномоченного органа в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий в рамках «электронного правительства»
К полномочиям Уполномоченного органа в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий в рамках «электронного правительства» относятся:
реализация государственной политики в сфере «электронного правительства» в пределах своей компетенции;
осуществление координации деятельности государственных органов в сфере «электронного правительства»;
обеспечение единого технологического подхода в формировании и функционировании «электронного правительства»;
выработка приоритетов дальнейшего развития «электронного правительства» с учетом анализа передового международного опыта и внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан;
формирование инфраструктуры «электронного правительства», развитие информационных ресурсов, информационных систем государственных органов, обеспечение их совместимости и взаимодействия;
определение порядка организации доступа, обмена и обработки данных хранящихся в центральных базах данных «электронного правительства»;
осуществление мониторинга за соблюдением требований законодательства об «электронном правительстве», государственных стандартов в области «электронного правительства»;
согласование регламентов государственных услуг, оказываемых государственными органами в электронной форме;
разработка и реализация мер по обеспечению информационной безопасности информационных ресурсов и информационных систем «электронного правительства»;
осуществление нормативно-методического руководства по вопросу обеспечения автоматизации административных процедур государственных органов;
подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства для эффективного формирования «электронного правительства»;
подготовка предложений по проведению системной реорганизации функциональных и операционных процессов деятельности государственных органов, повышению эффективности оказания ими электронных государственных услуг;
проведение мониторинга и оценки состояния внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, в том числе изучение эффективности внедрения электронных государственных услуг, информационных систем и информационных ресурсов в рамках «электронного правительства»;
организация эффективной системы подготовки и повышения квалификации работников государственных органов в сфере «электронного правительства»;
осуществление развития международного сотрудничества в сфере «электронного правительства».
К полномочиям Уполномоченного органа в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий в рамках «электронного правительства» могут быть отнесены и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Полномочия государственных органов в рамках «электронного правительства»
К полномочиям государственных органов в рамках «электронного правительства» относятся:
принятие мер по оптимизации и автоматизации административных процедур и государственных услуг по согласованию с Уполномоченным органом в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий;
предоставление государственных услуг по принципу «одного окна»;
разработка и утверждение по согласованию с Уполномоченным органом в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий регламентов электронных государственных услуг;
обеспечение возможности получения заявителями электронных государственных услуг в формах, предусмотренных законодательством, по выбору заявителей;
создание необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями при оказании электронных государственных услуг;
обеспечение интеграции информационных систем и информационных ресурсов с центральными базами данных «электронного правительства», а также Единым порталом интерактивных государственных услуг;
предоставление информации о порядке оказания электронных государственных услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг;
обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем и информационных ресурсов, содержащих необходимые сведения для осуществления административных процедур и оказания электронных государственных услуг;
обеспечение повышения квалификации работников в сфере «электронного правительства»;
совершенствование законодательства для эффективного формирования и функционирования «электронного правительства».
К полномочиям государственных органов могут быть отнесены и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 15. Планирование деятельности по реализации «электронного правительства»
Формирование «электронного правительства» осуществляется государственными органами поэтапно на основе государственных программ формирования и дальнейшего развития «электронного правительства», утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственные органы должны принимать планы работ по формированию «электронного правительства» в пределах своей компетенции по согласованию с Уполномоченным органом в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий.
ГЛАВА 3. Оказание электронных государственных услуг
Статья 16. Виды электронных государственных услуг
Электронные государственные услуги по видам оказания подразделяются на информационные, интерактивные и транзакционные.
Информационная государственная услуга предоставляется юридическим и физическим лицам в виде сведений о государственной услуге.
Интерактивная государственная услуга предоставляется пользователям по их запросам или по соглашению сторон в виде электронных информационных ресурсов и предусматривает взаимный обмен информацией.
Транзакционная государственная услуга предоставляется пользователям в виде электронных информационных ресурсов и требует взаимный обмен информацией с применением электронной цифровой подписи.
Статья 17. Требования к оказанию электронных государственных услуг
К электронным государственным услугам предъявляются следующие требования:
недопустимость дискриминации при использовании заявителем права на получение электронной государственной услуги в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения заявителя;
недопустимость запроса дополнительных сведений или документов у заявителя, необходимых для оказания электронной государственной услуги, в случае, если эти сведения или документы содержатся в ведении других государственных органов;
предоставление заявителю возможности выбора получения электронной государственной услуги через официальный веб-сайт государственного органа или Единый портал интерактивных государственных услуг, в том числе по принципу «одного окна».
Статья 18. Права заявителей при получении электронных государственных услуг
При получении электронных государственных услуг заявители имеют право на:
получение электронной государственной услуги своевременно и в соответствии с требованиями регламента предоставления услуги;
получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке оказания электронных государственных услуг;
получение электронных государственных услуг в любых формах, предусмотренных законодательством, по выбору заявителя;
досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) на полученную электронную государственную услугу, несоответствующую требованиям регламента;
обжалование решения, действия (бездействия) государственных органов и их должностных лиц по вопросам оказания электронных государственных услуг в порядке, установленном законодательством;
обращение в суд с иском о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере оказания электронных государственных услуг;
участие в общественном обсуждении порядка и качества оказания электронных государственных услуг;
оценку качества оказываемых электронных государственных услуг;
внесение предложений по совершенствованию оказания электронных государственных услуг.
Статья 19. Порядок проведения оценки качества оказания электронных государственных услуг
Оценка качества электронных государственных услуг осуществляется Уполномоченным органом в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий на основе методики оценки эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий, а также проведения изучения общественного мнения.
Государственные органы принимают меры по повышению качества оказания электронных государственных услуг с учетом результатов оценки и проведения изучения общественного мнения.
Результаты оценки качества электронных государственных услуг публикуются в сети Интернет для всеобщего сведения.
ГЛАВА 4. Порядок взаимодействия государственных органов в рамках «электронного правительства»
Статья 20. Базовые элементы «электронного правительства»
Функционирование инфраструктуры «электронного правительства» основывается на создании базовых элементов, к которым относятся:
Единый портал интерактивных государственных услуг и официальные сайты государственных органов;
Межведомственная интеграционная платформа «электронного правительства»;
Центральные базы данных «электронного правительства»;
Центр обработки данных «электронного правительства»;
Система идентификации пользователей «электронного правительства» и инфраструктура открытых ключей электронной цифровой подписи;
Ведомственные и межведомственные информационные системы государственных органов.
Статья 21. Единый портал интерактивных государственных услуг и официальные сайты государственных органов
Электронные государственные услуги оказываются заявителям через официальные сайты государственных органов и Единый портал интерактивных государственных услуг.
Единый портал интерактивных государственных услуг обеспечивает интеграцию с ведомственными и межведомственными информационными системами для организации оказания электронных государственных услуг посредством межведомственной интеграционной платформы «электронного правительства».
Статья 22. Межведомственная интеграционная платформа «электронного правительства»
Межведомственная интеграционная платформа «электронного правительства» служит для обеспечения интеграции всех информационных систем, информационных ресурсов и баз данных государственных органов в рамках «электронного правительства», а также обеспечивает доступ государственных органов к центральным базам данных «электронного правительства».
Статья 23. Центральные базы данных «электронного правительства»
Центральные базы данных «электронного правительства» определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан и должны храниться в центре обработки данных «электронного правительства».
Все заинтересованные государственные органы должны иметь возможность доступа к сведениям центральных баз данных «электронного правительства» для реализации своих административных процедур и оказания заявителям государственных услуг, в том числе в электронной форме.
Статья 24. Центр обработки данных «электронного правительства»
Центр обработки данных «электронного правительства» обеспечивает хранение и интеграцию ведомственных и межведомственных информационных систем и информационных ресурсов государственных органов, центральных баз данных «электронного правительства».
Взаимодействие информационных систем и информационных ресурсов государственных органов, центральных баз данных «электронного правительства» осуществляется через защищенную межведомственную сеть государственных органов.
Центр обработки данных системы «Электронное правительство» осуществляет только аппаратное управление базами данных, обеспечивает их защиту и интеграцию. Управление информацией в базах данных ведется соответствующими государственными органами.
Статья 25. Система идентификации пользователей «электронного правительства» и инфраструктура открытых ключей электронной цифровой подписи
Система идентификации пользователей «электронного правительства» является информационным элементом инфраструктуры «электронного правительства», обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем государственных органов, используемых для предоставления электронных государственных услуг.
Идентификация физических лиц и работников государственных органов осуществляется на основе номера идентификации (персонального кода) гражданина Республики Узбекистан, юридических лиц на основе основного кода юридического лица или идентификационного номера налогоплательщика юридического лица.
Обмен электронными документами между государственными органами, а также при оказании ими электронных государственных услуг заявителям, осуществляется с использованием инфраструктуры открытых ключей «электронного правительства».
Подтверждение действительности электронных цифровых подписей государственных органов и заявителей обеспечивается доверенной третьей стороной.
Статья 26. Ведомственные и межведомственные информационные системы государственных органов
Информационные системы «электронного правительства» по их назначению и порядку взаимодействия делятся на ведомственные и межведомственные.
Ведомственными информационными системами являются информационные системы государственных органов, обеспечивающих сбор, хранение и обработку информации в рамках «электронного правительства».
Межведомственными информационными системами «электронного правительства» являются информационные системы, предназначенные для автоматизации процессов взаимодействия государственных органов между собой.
ГЛАВА 5. Заключительные положения
Статья 27. Финансирование деятельности по формированию и развитию «электронного правительства»
Финансирование деятельности по формированию и развитию «электронного правительства» осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 28. Ответственность за нарушение настоящего закона
Лица, виновные в нарушении законодательства об «электронном правительстве», несут ответственность в установленном порядке.
Статья 29. Приведение законодательства в соответствие с настоящим законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему закону.
Статья 30. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан