На портале СОВАЗ размещен проект совместного постановления ГНК и ЦБ «Об утверждении порядка электронной передачи Центральным банком и коммерческими банками Республики Узбекистан информации о банковских счетах Государственному налоговому комитету».
Порядок устанавливает механизм электронного обмена информацией между ГНК, ЦБ и коммерческими банками. Он будет обеспечивать:
- своевременную постановку на учет объектов налогообложения, создание достоверной базы налогообложения;
- системное управление налоговыми рисками;
- формирование, передачу, принятие и использование информации об источниках поступлений и денежных потоках.
Центральный банк ежедневно предоставляет ГНК информацию в виде реестра юрлиц и индивидуальных предпринимателей по установленной форме.
Согласно статье 134 НК банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии (закрытии) счета или вклада (депозита), изменении реквизитов счета или вклада (депозита) любого юридического или физического лица в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события.
В течение 3 дней со дня получения письменного запроса налогового органа банк обязан:
- предоставить информацию о наличии счетов клиента в банке;
- сообщить об остатках денежных средств на его счетах;
- предоставить выписки по операциям на счетах.
По запросу ГНК в течение 3 дней должна быть представлена информация по обороту поступивших денежных средств на всех картах физлиц, в случае если в течение одного месяца объемы оборота превышают 30 млн сумов (в том числе и в эквиваленте в иностранной валюте), а также при числе транзакций P2P (с карты на карту физлиц) свыше десяти. Эта информация передается по специальным защищенным каналам связи.
На основе полученной информации ГНК, используя автоматизированную систему бизнес-анализа Business Intellegence, осуществляет сегментацию налогоплательщиков по уровню рисков неуплаты налогов. Налоговые органы используют полученную информацию при налоговом администрировании, гарантируют ее конфиденциальность.
Проект разработан на государственном языке и размещен для обсуждения, внесения предложений и замечаний до 21 апреля 2020 года.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Лола Абдуазимова.
Комментарии (26)
Добавить комментарийГость_Nyka :
Ну очень неоднозначный проект Закона. Начинаешь понимать, почему в Швейцарии существует тайна вклада (не смотря ни на что!!), и граждане этой страны гордятся своими уплаченными налогами, одними из самых высоких в мире! А наши граждане пытаются найти лазейки от "вездесущих" рук Государства. Неужели "организаторы" этого Закона не понимают, что начнётся отток из банков личных вкладов населения? Только-только приучили людей нести деньги в банк и научиться доверять Государству., и вот опять....Не нужно быть пророком, чтобы спрогнозировать переток "белых" доходов в "серую" область, к теневым ростовщикам. Особенно рассмешило обещание ГНК сохранять в тайне полученную из банка информацию.....
Гость_Пулат :
А как же банковская тайна о вкладах. И если я простой гражданин и у меня на карточке 100.000.000 ( сто миллионов сум ) то, что я должен платить налоги. Даже если это за годы накопившаяся моя заработная плата.
Гость_юрист :
Предыдущим комментаторам.
Банковские вклады физических лиц, независимо от их размера, налогами не облагаются. Равно как и накопления (остатки) от поступающей на счет банковской пластиковой карты физического лица заработной платы и прочих доходов в виде оплаты труда, опять-таки независимо от их объема, если ранее с них в установленном порядке удержаны все налоги налоговыми агентами либо уплачены налоги на основании декларации о совокупном годовом доходе - повторного налогообложения не будет. Проектом ничего из вышеперечисленного не предусмотрено, не надо самим заблуждаться и других вводить в заблуждение!
Цель предусмотренного проектом механизма, как раз, в выявлении "теневых" оборотов, когда физическое лицо фактически осуществляет предпринимательскую или трудовую деятельность, то есть реализацию товаров, оказание услуг или выполнение работ, без юридического оформления такой деятельности в порядке, предусмотренном законодательством. Критерий довольно очевидный - частота и объемы транзакций.
Гость_Нина :
Да! У меня в договоре с банком все записано! Теперь сюда вмешивается третий! Нажитое непосильным трудом!
Гость_юрист :
Не стоит идеализировать банковскую тайну - она далеко не всеобъемлющая.
В качестве примера: банки стран Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) обязаны внедрять и реализовывать у себя механизмы комплайенс-контроля. В терминологии национального законодательства Узбекистана - это правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. В данном случае подразумевается финансовый мониторинг банковских операций, выявление сомнительных и подозрительных операций в соответствие с установленными критериями и сообщение о них в уполномоченный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.
Информация, составляющая банковскую тайну, разумеется, может быть раскрыта правоохранительным органам или суду в рамках расследуемого уголовного дела.
Ну или еще пример - в нашем же законодательстве предусмотрен механизм бесспорного взыскания во внесудебном порядке суммы задолженности по оплате коммунальных услуг в пределах двух базовых расчетных величин в месяц с банковской пластиковой карты должника или любого прописанного с ним совершеннолетнего лица. Соответственно, в целях надлежащей реализации этой нормы Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре имеет прямой доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, что, как не трудно догадаться, также является изъятием из нее.