На портале СОВАЗ опубликован проект Положения о порядке изъятия в бюджет отчислений с дивидендов от государственных долей акционерных обществ и чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
Как у любого собственника, у государства есть право на получение дивидендов от своей собственности. Предприятия с участием государства платят такие же налоги, как и частный бизнес. Но кроме налогов, часть прибыли государственного предприятия или предприятия с государственной долей должна поступать в бюджет в виде дивидендов.
Ранее размер отчислений от чистой прибыли государственных предприятий определялся специальной Комиссией, которая решала этот вопрос в индивидуальном порядке.С конца февраля 2019 года установлен единый размер отчислений с чистой прибыли государственного предприятия в бюджет в размере 30% (п. 12 Приложения № 1 к ПКМ от 16.10.2006 г. № 215).
Кроме вышеуказанных нововведений, пунктом 7 постановления Президента от 26.06.2018 г. № ПП-3802 органам государственной налоговой службы предоставлено право взыскания дивидендов по государственной доле и отчислений в государственный бюджет от чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
Однако вышеуказанными документами не были определены порядок расчета и уплаты этих отчислений, контроль и соответствующие санкции. Эти и иные вопросы теперь предлагается регламентировать в Положении о порядке изъятия в бюджет отчислений с дивидендов от государственных долей акционерных обществ и чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
В проекте определен порядок взаимообмена информацией о хозяйственных обществах, имеющих госдолю в уставном капитале и государственных унитарных предприятиях. В частности, полученная ГНК от Агентства государственных услуг и Центрального депозитария информация в автоматизированном режиме передается в региональные налоговые органы, которые в течение 5 рабочих дней рассчитывают:
- сумму дивидендов в размере 30% от чистой прибыли хозяйственных обществ, имеющих государственную долю 50% и более в уставном капитале;
- отчисления от чистой прибыли государственных унитарных предприятий в размере 30%.
По хозяйственным обществам, у которых госдоля составляет менее 50% в уставном капитале, дивиденды от чистой прибыли должны быть рассчитаны в соответствии с действующим законодательством (ст. 156 НК).
Как и по любому государственному отчислению (налогу) в проекте приводится порядок представления расчета отчислений от чистой прибыли, периодичность представления расчета, сроки уплаты, направление отчислений по бюджетам:
- в проекте определены формы расчетов по отчислениям с чистой прибыли государственных предприятий;
- сроки представления расчетов отчислений – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о перечислении дивидендов в госбюджет;
- сроки уплаты отчислений – в течение 60 дней со дня принятия решения о перечислении дивидендов в госбюджет;
- отчисления с чистой прибыли направляются в местные бюджеты, если госдоля в предприятии принадлежит местным органам управления (хокимиятам).
По нашему мнению (это принято в налоговой практике), сроки уплаты отчислений от чистой прибыли должны составлять не позднее сроков сдачи расчетов по ним – т.е. не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о перечислении дивидендов в государственный бюджет.
В случае задержки уплаты начисляются пени, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Учитывая, что отчисления с чистой прибыли это фактически тот же налог, размер пени должен приниматься тот, который установлен для всех налогов и платежей в НК, – ст. 120 НК.
В проекте также отражен контроль за исчислением и уплатой отчислений с чистой прибыли:
- возникающие задолженности по отчислениям с чистой прибыли будут принудительно взысканы в установленном законодательством порядке. В связи с тем, что порядок принудительного взыскания задолженностей по налогам и платежам установлен НК, отчисления с чистой прибыли нужно законодательно приравнять к налогам или платежам;
- правильность исчисления и уплаты отчислений с чистой прибыли будут осуществлять органы государственной налоговой службы в установленном порядке через систему камерального контроля. Здесь так же, как и для всех плательщиков, следует установить все виды налогового контроля – в т.ч. и документальные проверки.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Жорилла Абдуллаев, ведущий эксперт ООО «Норма».
Что еще кроме налогов будут уплачивать государственные предприятия
На портале СОВАЗ опубликован проект Положения о порядке изъятия в бюджет отчислений с дивидендов от государственных долей акционерных обществ и чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
Как у любого собственника,у государства есть право на получение дивидендов от своей собственности. Предприятия с участием государства платят такие же налоги, как и частный бизнес. Но кроме налогов, часть прибыли государственного предприятия или предприятия с государственной долей должна поступать в бюджет в виде дивидендов.
Ранее размер отчислений от чистой прибыли государственных предприятий определялся специальной Комиссией, которая решала этот вопрос в индивидуальном порядке.С конца февраля 2019 года установлен единый размер отчислений с чистой прибыли государственного предприятия в бюджетв размере 30%. (п. 12 Приложения №1 к ПКМ от 16.10.06 г. № 215),
Кроме вышеуказанных нововведений, п.7 Постановления Президента от 26.06.2018 г. №ПП-3802 органам государственной налоговой службы предоставлено право взыскания дивидендов по государственной доле и отчислений в Государственный бюджет от чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
Однако вышеуказанными документами не были определены порядок расчета и уплаты этих отчислений, контроль и соответствующие санкции. Эти и иные вопросы теперь предлагается регламентировать в Положении «О порядке изъятия в бюджет отчислений с дивидендов от государственных долей акционерных обществ и чистой прибыли государственных унитарных предприятий».
В проекте определен порядок взаимообмена информацией о хозяйственных обществах, имеющих госдолю в уставном капитале и государственных унитарных предприятиях. В частности, полученная ГНК от Агентства государственных услуг и Центрального депозитария информация, в автоматизированном режиме передается в региональные налоговые органы, которые в течение 5 рабочих дней рассчитывают:
- сумму дивидендов в размере 30% от чистой прибыли хозяйственных обществ, имеющих государственную долю 50% и более в уставном капитале;
- отчисления от чистой прибыли государственных унитарных предприятий в размере 30%.
По хозяйственным обществам, у которых госдоля составляет менее 50% в уставном капитале, дивиденды от чистой прибыли должны быть рассчитаны в соответствии с действующим законодательством (ст. 156 НК).
Как и полюбому государственному отчислению (налогу) в проекте приводится порядок представления расчета отчислений от чистой прибыли, периодичность представления расчета, сроки уплаты, направление отчислений по бюджетам:
- в проекте определены формы расчетов по отчислениям с чистой прибыли государственных предприятий;
- сроки представления расчетов отчислений–не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о перечислении дивидендов в госбюджет;
- сроки уплаты отчислений–в течение 60 дней со дня принятия решения о перечислении дивидендов в госбюджет;
- отчисления с чистой прибыли направляются в местные бюджеты, если госдоля в предприятии принадлежит местным органам управления (хокимиятам).
По нашему мнению (это принято в налоговой практике) сроки уплаты отчислений от чистой прибыли должны составлять не позднее сроков сдачи расчетов по ним – т.е. не позднее25 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о перечислении дивидендов в государственный бюджет.
В случае задержки уплаты начисляются пени, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки.Учитывая, что отчисления с чистой прибыли это фактически тот же налог, размер пени должен приниматься тот, который установлен для всех налогов и платежей в НК – ст. 120 НК.
В проекте также отражен контроль за исчислением и уплатой отчислений с чистой прибыли:
- возникающие задолженности по отчислениям с чистой прибыли будут принудительно взысканы в установленном законодательством порядке. В связи с тем, что порядок принудительного взыскания задолженностей по налогам и платежам установлен НК, отчисления с чистой прибыли нужно законодательно прировнять к налогам или платежам;
- правильность исчисления и уплаты отчислений с чистой прибыли будут осуществлять органы государственной налоговой службы в установленном порядке через систему камерального контроля. Здесь также, как и для всех плательщиков,следует установить все виды налогового контроля – в т.ч. и документальные проверки.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.