На портале СОВАЗ опубликован проект новой редакции Таможенного кодекса. Обсуждение продлится до 1 сентября.
Первое отличие, которое сразу обращает на себя внимание, – объем документа. Он сокращен почти в полтора раза – до 296 статей (сейчас – 412). Структура новой редакции включает 9 разделов и 35 глав (сейчас – 12 и 59, соответственно).
Есть, разумеется, и ряд концептуальных, содержательных различий между действующей и предлагаемой редакцией документа. Выделим лишь некоторые, наиболее важные их них.
Во-первых, на смену термину «таможенный режим» приходит «таможенная процедура». Их стало меньше – временное хранение исключается, временный ввоз и вывоз считаются за одну. Появляется новая – специальная, которая применяется к отдельным категориям товаров (для диппредставительств, государственная символика, вооружение, гуманитарная помощь и т.д.), перемещаемым через таможенную границу Узбекистана, находящимся и (или) используемым на этой территории или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Во-вторых, скорректирован ряд аспектов, связанных с исчислением и уплатой таможенных платежей. Например, число закрепленных кодексом видов таможенной пошлины сокращается до двух: ввозной и вывозной. Тогда как сейчас классификация включает импортную, экспортную, особую (специальную, антидемпинговую, компенсационную) и сезонную виды пошлин.
Внедряются механизмы, упрощающие жизнь субъектам внешнеэкономической деятельности. К примеру, появятся авансовые платежи – средства, внесенные на казначейские лицевые счета таможенных органов для уплаты предстоящих таможенных платежей. До соответствующего распоряжения внесшего их лица, средства остаются его собственностью и не рассматриваются в качестве таможенных платежей или обеспечения их уплаты.
А если один и тот же субъект в определенный период времени совершает несколько таможенных операций, для которых требуется обеспечение уплаты таможенных платежей, он сможет обеспечить их разом, определив сумму самостоятельно. Это называется генеральным обеспечением.
Отразится в новом кодексе и порядок учета платежей по таможенным операциям – авансовых и таможенных платежей, процентов и пени по ним. Сказано, что он осуществляется таможенным органом путем ведения лицевого счета плательщика в электронной форме. Оговаривается процедура представления сведений о наличии задолженностей, учет которых ведет таможня. Такие данные доступны плательщикам и национальным госорганам по их запросу, в течение 5 дней.
Наряду с этим, предлагаются новые способы погашения долгов по таможенным платежам. Обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, может производиться на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании задолженности. Отдельная статья посвящена основаниям для признания безнадежной к взысканию таможенной задолженности и порядку ее списания.
На чем точно стоит заострить внимание – льготы. Вот какие изменения касаются льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины (исключение льготы означает необходимость уплаты таможенной пошлины – введение, наоборот, освобождает, ред.):
Исключаются |
Вводится |
Корректируются |
предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимого за пределы таможенной территории для обеспечения деятельности судов Узбекистана и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и физическими лицами республики, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию |
личные вещи (кроме транспортных средств), ввозимые физическими лицами при переезде в Узбекистан на постоянное место жительство (при наличии отметки о снятии с учета с прежнего места жительства)
|
льгота по товарам, ввозимым на таможенную территорию иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Узбекистана на общую сумму, эквивалентную более 50 млн долл. США: меняется условие – данные товары ввозятся для собственных производственных нужд, а сейчас – ввозимые товары должны быть продукцией их собственного производства |
товары, перемещаемые под таможенным контролем в таможенном режиме таможенного транзита через таможенную территорию и предназначенные для третьих стран |
льгота по технологическому оборудованию, ввозимому на таможенную территорию, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством: 1) на комплектующие и запчасти не распространяется, а сейчас применяется, если их поставка предусмотрена условиями контракта; 2) отменяется ограничение на экспорт (реализация, безвозмездная передача) этого оборудования в течение 3 лет с момента его ввоза, а сейчас в этом случае льгота аннулируется, обязательства по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы восстанавливаются |
|
товары, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые на таможенную территорию в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая из таможенной территории инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции |
льгота по техническим средствам системы оперативно-розыскных мероприятий: исключается указание на приобретателя, сейчас ими могут быть операторы телекоммуникаций и специальный орган по сертификации технических средств таких систем |
Что же касается льгот по таможенным сборам, их также сократили, исключив:
- товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами для некоммерческих целей в пределах нормы беспошлинного ввоза, установленной законодательством (см. здесь и здесь);
- товары, помещаемые под таможенные режимы временного хранения и отказа в пользу государства;
- товары, ввозимые юридическими лицами, стоимость которых составляет 10 МРЗП и менее.
В-третьих, пожалуй, главное – по аналогии с Налоговым кодексом в документ включаются конкретные финансовые санкции за нарушение таможенного законодательства.
Вид правонарушения |
Финансовая санкция (размер штрафа) |
|
первое правонарушение |
повторное в течение года |
|
Изменение, уничтожение, повреждение либо утрата средств идентификации, проникновение в маркированные транспортные средства или в здания и сооружения, находящиеся в зоне таможенного контроля без согласия таможенного органа* |
500 МРЗП |
1 000 МРЗП |
Занижение декларантом размера таможенных платежей в декларации при наличии недостоверных данных в таможенной декларации и сопроводительной документации** |
100% суммы заниженных в таможенной декларации платежей |
200% суммы заниженных в таможенной декларации платежей |
Нарушение условий таможенных процедур |
5 МРЗП |
10 МРЗП |
Незаконное распоряжение, утрата или уничтожение товаров, находящихся под таможенным контролем товаров |
100% суммы платежей за импорт, подлежащей уплате за идентичные/подобные товары или (и) транспортные средства |
— |
Незаконное распоряжение, утрата или уничтожение товаров, находящихся под таможенным контролем, если таможенный досмотр товаров не производился |
200% суммы платежей за импорт, подлежащей уплате за идентичные/подобные товары или (и) транспортные средства |
— |
Нарушение условий таможенной процедуры транзита, сопряженное с недоставкой в место назначения либо утратой товаров, находящихся под таможенным контролем |
200 МРЗП, но не менее стоимости утраченных товаров |
250 МРЗП, но не менее двукратной стоимости утраченных товаров |
Нарушение лицензионных требований и условий, установленных законодательством для складов временного хранения или магазинов беспошлинной торговли |
100 МРЗП |
200 МРЗП |
Примечания.
*Санкция налагается на владельца или перевозчика.
**Санкции не применяются в случае добровольного устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба лицом, впервые совершившим данное правонарушение, в течение 30 календарных дней со дня выявления таможенного правонарушения.
Индивидуальные предприниматели отвечают наравне с юрлицами. Санкции, наложенные на юрлицо, не освобождают его должностных лиц от административной, уголовной и иной ответственности. Финансовые санкции могут быть применены не позднее года со дня совершения правонарушения. Основанием для их применения станет постановление таможенного органа (должностного лица), вынесенное по итогам рассмотрения дела о таможенном правонарушении.
Напомним, кодексы утверждаются законами. Закон приобретает юридическую силу после принятия Законодательной палатой, одобрения Сенатом, подписания Президентом и публикации в официальных изданиях.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Заманов.