На портале СОВАЗ опубликован проект Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2021 годы.
Документ содержит конкретные шаги, которые планируется сделать в пяти основных направлениях:
- совершенствование налоговой политики и сокращение уровня теневого оборота в экономике. В частности, к 2021 году количество плательщиков НДФЛ намерены увеличить в 1,5 раза, НДС, ресурсных налогов и налога на имущество – в 2 раза;
- развитие сервисно-ориентированного налогового обслуживания;
- дальнейшее внедрение системы оценки налоговых рисков и совершенствование налогового учета;
- организация деятельности органов государственной налоговой службы;
- развитие механизмов противодействия коррупции в органах государственной налоговой службы.
Кроме того, ряд мер содержится в утверждающем Стратегию документе (постановление Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию налоговой системы Республики Узбекистан»):
во-первых, плательщики единого земельного налога смогут добровольно перейти на уплату НДС;
во-вторых, появятся дополнительные условия для отнесения суммы НДС в зачет:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, переходящие на уплату НДС, проходят обязательную регистрацию в качестве плательщика данного налога в органах государственной налоговой службы;
- при переходе на уплату НДС сумма данного налога принимается к зачету по подтвержденным остаткам товарно-материальных запасов, приобретенных за последние 12 месяцев, предшествующих дате перехода на уплату НДС;
в-третьих, при проведении юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями операций по реорганизации и созданию других субъектов предпринимательства для применения ими упрощенного порядка налогообложения или искусственного снижения порогового значения валовой выручки и, как следствие, избежания перехода на общеустановленную систему налогообложения, налоговые органы будут вправе корректировать суммы налогов, подлежащих уплате и взыскивать их в судебном порядке;
в-четвертых, в порядке применения финансовых санкций появятся дополнительные стимулирующие механизмы:
- субъекты предпринимательства и их должностные лица, в течение 90 дней добровольно указавшие на факты занижения своих налоговых обязательств по НДС или налогу на прибыль за налоговый период до 1 июля 2019 года и оплатившие 50% от суммы неуплаченных ими ранее налогов, освобождаются от предусмотренной законодательством ответственности;
- финансовые санкции в отношении субъектов предпринимательства за просроченную дебиторскую задолженность по импортным контрактам на поставку оборудования и (или) комплектующих к ним не будут применяться, если условиями таких контрактов установлены сроки поставки оборудования и (или) комплектующих к ним более 180 дней в связи с их техническими характеристиками и особенностями. Исчисление установленных сроков для применения финансовых санкций за просроченную «дебиторку» будут вести со дня окончания сроков поставки, предусмотренных в контракте;
- проработают введение упрощенного порядка взыскания финсанкций. Налогоплательщиков – юрлиц или индивидуальных предпринимателей, добровольно оплативших 50% в течение 10 дней со дня вручения решения о наложении финсанкций, предлагается освобождать от уплаты оставшейся суммы;
в-пятых, планируют внедрить программу по ведению бухучета и обмену данными между налогоплательщиками и налоговыми органами в онлайн-режиме. В нее интегрируют автоматизированную систему сдачи отчетов. Пользователей программного продукта освободят от проверок финансово-хозяйственной деятельности с момента его внедрения.
Для сокращения теневого оборота в рознице хотят предоставлять физлицам вычеты по налогам на доходы, имущество и земельному налогу или выплачивать суммы в размере вычтенных налогов в счет расходов, подтвержденных чеками ККМ, платежных терминалов или другими документами на приобретение товаров (работ, услуг), а также проводить публичные акции «Требуй чек – выиграй приз».
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег Заманов.