Теневая экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находится вне учета и налогообложения, вредит и обществу, и добросовестному бизнесу. В целях сокращения ее уровня, создания равных конкурентных условий для предпринимательства подготовлен проект указа Президента «О мерах по кардинальному сокращению теневой экономики».
В целях борьбы с теневой экономикой проектом предлагаются следующие меры по налоговому администрированию.
1. Смягчающие меры призваны упростить и облегчить для бизнеса налоговые процедуры, сделать их прозрачными, уменьшить налоговое бремя. Так, с 1 января 2021 г.:
а) на срок до 1 января 2022 г. в целях обязательного перехода на уплату общеустановленных налогов не включается в совокупный доход выручка субъектов малого предпринимательства в сфере общепита, полученная от физических лиц с применением банковских карт и бесконтактных платежей;
б) физическим лицам разрешается деятельность по перевозке пассажиров на легковом автотранспорте (с посадочными местами не более 5 человек, включая водителя) в качестве самозанятых лиц. При этом доходы, полученные этими лицами через мобильные приложения, облагаются НДФЛ с уменьшением суммы дохода на 50%;
в) ставка налога с оборота по риэлторской деятельности снижается с 25% до 13%;
г) строительным организациям разрешается осуществлять на срочной основе наем работников без заключения договора, с оплатой наличными денежными средствами, объем которых не должен превышать 10% от общего объема ФОТ.
2. Меры по увеличению налогооблагаемой базы, отмене льгот по отдельным операциям:
а) с 1 января 2021 г. уменьшаются предельные нормы ввоза товаров, поступающих физическим лицам, не подлежащих обложению таможенными платежами, при первом получении в течение одного календарного квартала, с 1 000 до 200 долл. США и весом брутто не более 10 килограммов;
б) с 1 февраля 2021 г. госзакупки бюджетными организациями мяса и мясной продукции, готовых текстильных изделий, оргтехники и комплектующих деталей к автотранспорту будут осуществляться с уплатой НДС;
в) Минфину и ГНК будет поручено вносить предложения по расширению перечня товаров (услуг), приобретаемых с уплатой НДС.
3. Меры по совершенствованию электронного администрирования:
а) хозсубъектам разрешается осуществлять приобретение товаров (услуг) с применением корпоративных банковских карт без заключения договора, но с обязательным получением электронных счетов-фактур или чеков онлайн-ККМ на них;
б) запрещается передвижение автотранспортных средств, осуществляющих перевозку товаров, без оформления электронных счетов-фактур, квитанций платежных терминалов и чеков онлайн-ККМ на них;
в) наряду с электронным обменом счетов-фактур вводится электронная регистрация договоров на поставку товаров (услуг) и доверенностей на получение ТМЦ;
г) вносятся предложения по широкому внедрению бесконтактных технологий при проведении населением расчетов за товары (услуги).
4. По налоговым проверкам:
а) налоговые органы уведомляют Уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства о назначении* выездной налоговой проверки, а не согласовывают с ним эти проверки;
б) выездные налоговые проверки по использованию ККМ и платежных терминалов могут осуществляться на основании квартального плана-графика в разрезе налогоплательщиков, с публикацией результатов проверок и итогов рассмотрения налоговых споров по ним. Сегодня план-график не составляется.
5. Организационные меры:
а) создаются Специальная комиссия, а также территориальные комиссии по сокращению теневой экономики;
б) разрабатывается Стратегия по сокращению теневой экономики в 2021–2025 гг.;
в) утверждается «Дорожная карта» по повышению эффективности деятельности министерств и ведомств в борьбе против теневой экономики;
г) сокращается с 1 ноября 2020 г. численность налоговых органов на 10%;
д) переутверждаются структуры ГНК и его структурных и территориальных подразделений.
Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.
Жорилла Абдулаев,
ведущий эксперт «Нормы».
* Порядок уведомления налоговыми органами бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита введен на период до 1 января 2022 года согласно ч.4 ст.6 Закона от 30.12.2019 г. № ЗРУ-599.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_юрист :
Как юристу мне крайне печально видеть как многие нормы законодательства кодексы итд просто стираются вот этим вот проектом...