На портале СОВАЗ для обсуждения размещен проект постановления Кабмина «Об утверждении положений о налоговых проверках в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан».
Проект постановления подготовлен в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
Проектом, в связи с принятием Налогового кодекса, предлагается утвердить следующие положения о налоговых проверках:
- Положение о системе оценки риска неуплаты налогов и сегментации налогоплательщиков на основе критериев их добросовестности (1);
- Положение о проведении камеральной налоговой проверки (2);
- Положение о проведении выездной налоговой проверки (3);
- Положение о проведении налогового аудита (4).
Положением (1) определены основные задачи и элементы системы управления рисками неуплаты налогов, а также принципы планирования налоговых проверок.
Анализ риска неуплаты налогов и система оценки его результатов выполняется на основе автоматизированного программного продукта Государственного налогового комитета (ГНК) «Оценка риска налогов, его анализ и оценка».
По объему товарооборота за конкретный период налогоплательщики подразделяются на три группы: мелких, средних и крупных. Перечислены критерии для определения степени риска неуплаты налогов. Степень этого риска рассчитывается по формуле и характеризуется баллами в интервале от 1 до 1 000. В зависимости от количества набранных баллов, налогоплательщиков сегментируют на три группы: красная дорожка (высокий риск неуплаты налогов), желтая дорожка (средний риск неуплаты налогов) и зеленая дорожка (низкий риск неуплаты налогов). Граничные значения баллов каждой группы риска для конкретного отчетного периода устанавливаются ГНК. Из числа налогоплательщиков с высоким риском неуплаты налогов отбираются кандидаты для проведения налогового аудита, со средним риском – для проведения камеральной или выездной проверки, а для налогоплательщиков с низким риском – налоговые органы устанавливают упрощенный порядок (зеленая дорожка) оказания услуг и налоговые проверки не назначаются.
Положение (2) определяет порядок проведения камеральных налоговых проверок (далее – КНП). Этот вид проверок проводится по месту нахождения налогового органа и осуществляется в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства по налогам.
Положением перечислены случаи, когда проводится КНП. Она проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указываются наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. и должность проверяющих лиц, срок проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов. Срок проведения КНП не должен превышать 3 месяцев. В Положении перечислены случаи и основания для продления срока проведения КНП на один месяц.
Перечислены сведения и документы, которые налоговый орган может запросить в ходе КНП у налогоплательщика путем подачи запроса в электронной форме в личный кабинет налогоплательщика. Запрос считается полученным через три дня после отправки в личный кабинет. Сведения и документы, предусмотренные запросом, налогоплательщик должен представить в налоговый орган в течение 5 дней со дня получения запроса. При необходимости, налоговый орган вправе запросить документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц. Прописаны сроки запроса и подачи документов налогоплательщиком в налоговый орган и возможные санкции за их нарушение.
По итогам проведения КНП, проверяющее должностное лицо составляет заключение по установленной форме. В Положении перечислены сведения, которые должны найти отражение в заключении и порядок его оформления. По выявленным случаям несоответствия или ошибок в налоговой отчетности налоговым органом в двухдневный срок направляется претензия налогоплательщику по их устранению.
В Положении прописан порядок ведения дела при выявлении в ходе КНП у налогоплательщика налоговых правонарушений.
Положение (3) определяет порядок проведения выездных налоговых проверок (далее – ВНП). Документом прописан перечень действий, которые налоговый орган вправе осуществлять в рамках ВНП. В ходе проверки проводится анализ учетных документов, движения денежных средств и ТМЦ, а также другой информации, имеющей отношение к деятельности налогоплательщика. При проведении ВНП затребование у налогоплательщика документов (информации), не относящихся к предмету ВНП, не допускается.
ВНП проводится в срок до 10 рабочих дней. По результатам ВНП со стороны налоговых органов расчет налогов и сборов не производится.
В Положении перечислены основания для проведения ВНП. Она проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указываются наименование налогоплательщика, Ф.И.О. и должность проверяющих лиц, срок и цель проведения проверки. ВНП проводятся с уведомлением, через Единую электронную систему регистрации проверок, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте (за исключением физлиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность без прохождения госрегистрации). После завершения проверки ее результаты в течение трех дней вносятся в Единую электронную систему регистрации проверок.
В Положении прописаны права и обязанности должностного лица налогового органа и налогоплательщика в ходе проведения ВНП.
Также в Положении указаны порядки:
- проведения хронометража;
- проверки применения ККМ и расчетных терминалов;
- проведения мониторинга численности сотрудников налогоплательщика, представленной в налоговых отчетах и фактической;
- проверки соблюдения налогового законодательства на стоянках транспортных средств, примыкающих к рынкам, торговым комплексам;
- проверки соблюдения правил торговли и оказания услуг;
- инвентаризации основных средств, ТМЦ, денежных средств и расчетов;
- изъятия документов и предметов.
По итогам проведения ВНП, проверяющее должностное лицо составляет акт по установленной форме в 2-х экземплярах.
Положение (4) определяет порядок проведения налогового аудита (далее – НА). В соответствии с Налоговым кодексом он проводится налоговыми органами в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за конкретный период, путем изучения и сопоставления его бухгалтерской, финансовой, статистической, банковской и другой документации.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела проводится в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального и Налогового кодексов.
В соответствии с Положением НА проводится у следующих налогоплательщиков:
- с высокой степенью вероятности налогового риска, выявленной через автоматизированную информационную систему анализа рисков налоговых органов («риск-анализ»), а также у отобранных, по методу случайной выборки, крупных налогоплательщиков;
- с высокой степенью вероятности налогового риска, которые не представили уточненные расчеты по налогам в ответ на требование налогового органа по итогам камеральной проверки (в том числе, после уточненного требования), не представили основания по выявленным несоответствиям или представленные основания признаны недостаточными;
- добровольно прекративших свою деятельность юрлиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по своей инициативе;
- у которых выявлены новые обстоятельства, не известные налоговым органам, в период ранее проведенного налогового аудита.
НА проводится:
- ГНУ Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на их подведомственных территориях;
- межрегиональными государственными налоговыми инспекциями по крупным налогоплательщикам – у крупных налогоплательщиков;
- ГНК – у налогоплательщиков с высокой степенью вероятности налогового риска.
Положением предусмотрено, что НА:
- проводится на основании приказа налогового органа, в котором указываются: основания для проведения аудита, наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. лиц, проводящих аудит, срок и цели проведения аудита. Одновременно утверждается программа НА;
- может проводиться через 30 дней после того, как налоговый орган отправляет сообщение налогоплательщику о проведении НА;
- начинается в день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) приказа о назначении проверки;
- завершается в день подписания акта проверки;
- не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения НА может быть продлен в соответствии со статьей 142 НК;
- охватывает только период, следующий за последним НА, по которому не истек срок исковой давности;
- проводится не более одного раза у налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита;
- проводится после заполнения Книги регистрации проверок налогоплательщика.
В течение 3 дней после завершения налогового аудита результаты НА вносятся в Единую систему электронного учета проверок. В Положении также прописаны порядки:
- обмена документацией в рамках проведения НА;
- назначения, организации и проведения проверки;
- проведения у добровольно ликвидируемых юрлиц и индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по своей инициативе;
- проведения осмотра зданий и территорий;
- затребования документов у проверяемого налогоплательщика;
- затребования документов (информации) у третьих лиц;
- изъятия документов, предметов и носителей электронной информации.
В документе также перечислены участники проведения НА и указан порядок оформления результатов НА.
Предполагается, что в случае принятия данного проекта ПКМ, нормативные акты ГНК, регулирующие налоговые проверки, будут отменены.
Проект опубликован на государственном языке, может быть изменен, дополнен или отклонен.
Баходир Каюмов.