В 2021 году проведут эксперимент в Сырдарьинской области, с 2023 года внедрят в Каракалпакстане, Ташкенте, Самаркандской, Навоийской, Сурхандарьинской и Ферганской областях, а с 2025 года – по всей стране.
При Кабинете Министров будет создан Фонд обязательного медицинского страхования. В Каракалпакстане, областях и Ташкенте появятся его территориальные управления. Одна из основных задач Фонда – управление средствами и реализация механизмов обязательного медицинского страхования граждан, учета и движения застрахованных лиц.
В Фонд будут поступать:
- средства, полученные из государственного бюджета на базовое обязательное медицинское страхование;
- целевые отчисления от акцизных налогов на табачные изделия, алкоголь, продукты с высоким содержанием сахара, трансжиров и прочие вредные для здоровья продукты;
- средства, полученные из государственного бюджета для выплаты компенсаций по исполнению решений суда;
- добровольные взносы и поступления по договорам дарения юридических и физических лиц;
- гранты международных организаций;
- средства, поступающие от благотворительных фондов, международных организаций и иностранных граждан;
- иные доходы, не противоречащие национальному законодательству.
При этом для оказания разных видов помощи с учетом их особенностей будут вводиться разные способы оплаты:
- первичная медико-санитарная помощь – комбинированный метод оплаты на основе подушевого норматива с дифференцированными поправочными коэффициентами, учитывающими региональные особенности, тип учреждений, плотность населения и других факторов, а результатов качества предоставленных медицинских услуг;
- специализированная/вторичная амбулаторная помощь – метод оплаты за специализированные амбулаторные услуги;
- стационарная помощь – метод оплаты за «пролеченный случай» по клинико-затратным группам со стратегическим ограничением объема (максимальные пределы) в республиканских, областных и районных (городских) лечебно-профилактических учреждениях.
В представленном проекте Стратегии финансирования здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы указаны ожидаемые результаты внедрения обязательного медицинского страхования (см. таблицу ниже).
Для граждан |
Для общества и государства |
Для поставщиков медицинских услуг |
повышение степени доступности и качества медицинской помощи |
всеобщий охват населения медицинской помощью |
стабильное финансирование в зависимости от эффективности деятельности поставщиков медицинских услуг |
четкое разделение единого гарантированного государством объема медицинской помощи от услуг, предусматривающих платежей со стороны пациентов, формирование системы здравоохранения, ориентированной на своевременное и качественное удовлетворение потребностей граждан в медицинских услугах |
оптимизация расходов здравоохранения, устранение дублирования услуг разными поставщиками медицинской помощи, прозрачность системы здравоохранения с точки зрения использования ресурсов |
стимулирование внедрения новых корпоративных методов управления и привлечение дополнительных ресурсов в систему здравоохранения |
улучшение здоровья и увеличение средней продолжительности жизни |
формирование финансово-устойчивой системы здравоохранения, позволяющей сбалансировать объемы, качество потребления медицинских услуг и ее финансирования |
создание условий для развития здоровой конкуренции в этой среде |
снижение уровня неформальных платежей за медицинские услуги |
обеспечение солидарной ответственности государства и граждан в деле охраны здоровья |
Кроме того, повторно размещен проект Закона «Об обязательном медицинском страховании», который в начале месяца уже выносился на обсуждение и освещался на нашем сайте. Оставить свои комментарии, замечания и предложения к тексту законопроекта на портале СОВАЗ можно до 5 августа.
Напомним, поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования с 1 января 2021 года предусмотрено Указом Президента от 7.12.2018 г. № УП–5590.
Проекты могут быть изменены, дополнены или отклонены.
Олег Заманов.