Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие налоговые последствия влекут закуп и перевозка товара за пределами Узбекистана Как оформить закуп сельхозпродукции общепиту, если в общем объеме реализации – менее 90% собственной продукции Когда можно применить нулевую ставку НДС

Тарифы на газ: бизнес заплатит в 2 раза больше или путаница терминов

20.10.2018

Читать на узбекском языке


Продолжаем разбирать проект постановления Кабинета Министров «Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы». Его обсуждение проходит на портале СОВАЗ.

 

Для справки: по действующим тарифам (реестровые №№ 19-03-22-06-РУз–7-2018 и 19-03-22-06-РУз–7-2018) при наличии прибора учета граждане и субъекты предпринимательства платят за кубометр газа одинаково – 289,74 сума. Лишь для отдельных видов хозяйствующих субъектов, которые приведены в специальном перечне (в основном производители стройматериалов и предприятия общепита), постановлением Кабинета Министров от 28.12.2017 г. № 1025 установлены повышенные тарифы от 463,58 до 1 000 сумов за кубометр.

 

В проекте предусматривается повышение тарифов, которое запланировано в 2 этапа и может серьезно затронуть интересы бизнеса. См. таблицу:

 

Наименование

Тариф на природный газ (с учетом НДС), сум/м3, и цена на сжиженный газ (с учетом НДС), сум/кг

с 1 апреля

2018 года

(действующий)

с 16 ноября

2018 года

с 1 июня

2019 года

1.

Природный газ, отпускаемый:

 

 

 

1.1.

населению для коммунальных-бытовых нужд, при наличии приборов учета газа

289,74

320,0

350,0

1.2.

населению для коммунально-бытовых нужд, при отсутствии приборов учета газа:

 

 

 

- на пищеприготовление и горячее водоснабжение

501,06

553,0

605,0

- на отопление

232,37 

320,0

350,0

1.3.

для потребителей, производящих продукцию и оказывающих отдельные услуги по Перечню, предусмотренному постановлением Президента от 8.11.2017 г. № ПП–3379

1 000,0

1 000,0

1 000,0

1.4.

автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям (включая юридических лиц, имеющих на балансе автомобильные газонаполнительные компрессорные станции)

 

800

Будет уточнено Правительством позже

1.5.

другим оптовым потребителям, а также предприятиям по производству жженого кирпича, асфальта и цемента, внедрившие энергоэффективные технологии и оборудование, а также использующие альтернативные виды топлива (уголь), в том числе «сухой метод» производства цемента

от 289,74

до 463, 584

600

650

2.

Сжиженный газ, реализуемый населению для потребления в быту

800

950

1200

 

Что ждать бизнесу

 

Принятие обсуждаемого проекта без корректировок приведет к тому, что бизнесу придется с 16 ноября платить за газ не 320 (новая ставка для бытовых потребителей), а минимум 600 сумов за куб. метр. Дело в том, что в предлагаемом прейскуранте ставка в 600 сумов предусмотрена для всех оптовых потребителей, которые не должны платить 1 000 сумов за м3 (см. выше). Этот вывод следует из смысла норм законодательства.

 

Так, обратим внимание на то, что согласно Правилам пользования природным газом (прил. № 2 к ПКМ от 12.01.2018 г. № 22) потребители делятся на 5 видов:

  • бытовые потребителинаселение, использующее природный газ для бытовых нужд (пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление);
  • коммунально-бытовые потребители – юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие природный газ для бытовых нужд (пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление) при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования (установки) до 100 кВт;
  • потребители производственной деятельности – юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие природный газ в качестве топлива или сырья, в том числе использующие природный газ для бытовых нужд (пищеприготовление, горячее водоснабжение и отопление), при суммарной расчетной мощности газоиспользующего оборудования (установки) свыше 100 кВт;
  • потребители социальной значимости – учреждения социальной сферы и бюджетные организации, перечень и условия поставок природного газа которым определяются органами государственной власти на местах;
  • потребители стратегического значения – потребители, имеющие производственно-технологические объекты непрерывного функционирования, перечень и условия поставок природного газа которым определяются Кабинетом Министров.

 

Однако предусматривается 2 вида типовых договоров:

  • договор на поставку природного газа бытовым потребителям (в т.ч. семейным предприятиям) – между газоснабжающей организацией и физическим лицом;
  • договор на поставку природного газа оптовым потребителям – между газоснабжающей организацией и юридическим лицом.

 

Из-за того, что в Правилах и других известных нам нормативных актах четко не указано, кто является оптовым потребителем, возникает путаница. В частности, не ясно, относятся ли к ним коммунально-бытовые потребители (юрлица и индивидуальные предприниматели с мощностью установок до 100 КВт). Сейчас это не имеет экономического значения, ведь стандартный тариф для большинства оптовых потребителей одинаков с тарифом для граждан. Однако на практике принято считать, что оптовыми являются коммунально-бытовые потребители, потребители производственной деятельности, социальной значимости и стратегического назначения. Это ведет к увеличению финансовой нагрузки на них при пользовании газом. Как видно, проект в этой части требует доработки. Целесообразно установить дифференцированные тарифы по пяти группам потребителей.

 

Что ждать жителям Юнусабадского района

 

Кроме того, в Юнусабадском районе города Ташкента экспериментально вводятся базовые нормы потребления газа населением. Это означает, что расход энергоресурсов свыше данного лимита будет оплачиваться с повышающим коэффициентом 1,2 (т.е. тариф увеличивается на 20%). Нормы составят:

  • 1000 м3 в месяц на одного абонента, расположенного в частном жилом доме в период отопительного сезона;
  • 250 м3 в месяц на одного абонента, в остальных случаях.

 

В зависимости от результатов эксперимента вопрос о распространении базовых нормативов потребления на всю территорию республики будет решен до 1 июля 2019 года.

 

По мнению автора обзора, предлагаемые нормативы имеют некоторые недостатки.

 

Во-первых, они рассчитаны на одного абонента – то есть устанавливаются в рамках одного договора. При таком подходе не учитывается количество проживающих в жилом помещении лиц. Социально уязвимые многодетные семьи оказываются в менее выгодном положении и рискуют быстрее достичь перерасхода.

 

Во-вторых, не учитывается, что многие квартиры в многоэтажных жилых домах уже переведены на автономные системы отопления (в основном двухконтурные газовые котлы, обеспечивающие обогрев помещений и горячее водоснабжение). Поэтому распространение норматива в 1 тыс. м3 только на частные домовладения оставляет за пределами государственной поддержки жителей многоквартирных домов. Это также препятствует внедрению современных автономных систем отопления.

 

Газовое отопление дополнительных площадей без прибора учета обойдется дешевле

 

При отсутствии прибора учета либо при признании его показаний недействительными (например, при непрохождении поверки) самовольное превышение объемов отапливаемых с использованием газа помещений обойдется потребителям дешевле. Сейчас при перерасчете к дополнительному объему применяется коэффициент 1,5. Если проект примут, плата по нормативу в этой части будет повышаться на 20%.

 

Проект может быть изменен, дополнен либо отклонен.

 

Самир Латыпов.