Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzДва мнения о порядке выплаты компенсации за задержку выплаты дохода работникам Как уведомления по итогам автокамерала отличать от «неавтокамеральных» Как рассчитать НДФЛ и взносы на ИНПС за апрель 2024 года Как работать с резервом по сомнительным долгам

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

02.02.2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.01.2011 г.

N 13

В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних", а также в целях дальнейшего усиления роли комиссий по делам несовершеннолетних в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить обновленные:

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних согласно приложению N 1;

состав Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению N 2*.

 

2. Внести изменения и дополнения в постановление Кабинета Министров от 21 сентября 2000 г. N 360 "О совершенствовании деятельности комиссий по делам несовершеннолетних" (СП Республики Узбекистан, 2000 г., N 9, ст. 60) согласно приложению N 3.

 

3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, города Ташкента, районов (городов) привести деятельность существующих при них комиссий по делам несовершеннолетних в соответствие с требованиями Положения, утвержденного настоящим постановлением.

 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.

 

Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                   Ш. Мирзиёев

 

*) Приложение N 2 не приводится.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 17.01.2011 г. N 13

 

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в постановление Кабинета Министров

от 21 сентября 2000 г. N 360 "О совершенствовании

деятельности комиссий по делам несовершеннолетних"

 

1. Пункт 1 и приложения NN 1 и 2 к постановлению признать утратившими силу.

 

2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Установить, что комиссии по делам несовершеннолетних являются органами по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляющими свою деятельность на общественных началах".

3. Пункты 4-8 изложить в следующей редакции:

"4. Определить основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних:

осуществление мер по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и иным антисоциальным действиям несовершеннолетних;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних в органах и учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

активизация духовно-просветительской работы в целях формирования и повышения уровня сознания и мышления, расширения мировоззрения, а также повышения правовой грамотности несовершеннолетних;

оказание помощи в обеспечении жильем и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания либо вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством.

5. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, принимать меры по доскональному изучению и предотвращению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

6. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан повысить эффективность работы подразделений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, строго спрашивать с каждого инспектора профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и инспектора профилактики органов внутренних дел за совершенные на вверенной ему территории правонарушения и преступления.

7. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования, Министерству по делам культуры и спорта, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан, Республиканскому центру пропаганды духовности, Комитету женщин Узбекистана, Международному неправительственному благотворительному фонду "Соглом авлод учун", Общественному движению молодежи "Камолот", органам самоуправления граждан усилить контроль за работой по воспитанию и обучению детей, взять под постоянный контроль вопросы по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, по месту жительства, проведению с ними индивидуальной профилактической работы.

8. Министерству здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан организовать четкую работу по выявлению, учету, обследованию и медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, оказанию специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении".

 

4. В пункте 9 слова "мест исполнения наказания" и "специальных учебно-воспитательных учреждений" заменить соответственно словами "учреждений по исполнению наказания" и "специализированных учебно-воспитательных учреждений".

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 3, ст. 23

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 17.01.2011 г. N 13

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссиях по делам несовершеннолетних

 

I. Общие положения

II. Задачи и функции Комиссии по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан

III. Задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента

IV. Задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних при хокимиятах районов (городов)

V. Контрольные функции районных (городских) комиссий

VI. Права районных (городских) комиссий

VII. Меры по устройству несовершеннолетних

VIII. Дела, рассматриваемые комиссиями

IX. Меры воздействия, применяемые комиссиями, и порядок их применения

X. Подготовка и рассмотрение дел комиссиями

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет порядок образования и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних (далее - комиссии).

Комиссии являются органами по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляющими свою деятельность на общественных началах.

Комиссии создаются в целях:

предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих им;

обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

 

2. Комиссии создаются при хокимиятах районов (городов), областей и города Ташкента, Совете Министров Республики Каракалпакстан, Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Комиссии при хокимиятах районов (городов), областей и города Ташкента образуются хокимами соответствующих территорий.

Комиссия при Совете Министров Республики Каракалпакстан образуется Советом Министров Республики Каракалпакстан.

Комиссия при Кабинете Министров Республики Узбекистан образуется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

3. Комиссии в своей деятельности подотчетны вышестоящим комиссиям, а также хокимам соответствующих территорий, Совету Министров Республики Каракалпакстан, Кабинету Министров Республики Узбекистан.

 

4. Комиссии при хокимиятах районов (городов), областей и города Ташкента, Совете Министров Республики Каракалпакстан информируют и отчитываются о своей деятельности перед вышестоящей комиссией по итогам каждого полугодия, а перед хокимами соответствующих территорий, Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан - по итогам каждого года.

Комиссия при Кабинете Министров Республики Узбекистан информирует и отчитывается о своей деятельности перед Кабинетом Министров Республики Узбекистан - по итогам года.

 

5. Комиссии образуются в составе председателя (хоким района (города), области и города Ташкента, Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан или их заместитель), заместителя председателя, ответственного секретаря и 6-12 членов комиссии. Количество членов комиссии устанавливается в зависимости от объема работы комиссии.

Ответственный секретарь комиссии осуществляет текущую работу и контроль за выполнением решений комиссии. В комиссиях при хокимиятах районов (городов), областей и города Ташкента, Совете Министров Республики Каракалпакстан вводится должность ответственного секретаря, а при необходимости также должность инспектора по работе с несовершеннолетними.

В состав комиссии могут входить соответственно представители органов народного образования, среднего специального, профессионального образования, здравоохранения, внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов, по труду и социальной защите населения, внутренних дел, а также представители комитета женщин, профсоюзов, негосударственных некоммерческих организаций, общества содействия обороне, трудовых коллективов, культурно-просветительных и других учреждений.

В составе комиссии могут создаваться секции: по культурно-воспитательной работе среди несовершеннолетних, по работе с учащимися образовательных учреждений, по вопросам трудового и бытового устройства несовершеннолетних, по надзору за несовершеннолетними, вернувшимися из специализированных учебно-воспитательных учреждений и освобожденными из воспитательных колоний.

 

6. Деятельность комиссии осуществляется при широком участии общественности. К работе комиссии привлекаются представители профессиональных союзов, родительских комитетов, попечительских советов образовательных учреждений, органов самоуправления граждан и других представителей общественности.

Комиссии из числа лиц, привлеченных к работе, выделяют общественных инспекторов и общественных воспитателей по работе среди несовершеннолетних.

 

7. Комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, обязательные для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации и должностные лица обязаны в течение десяти дней сообщить комиссии о мерах, принятых во исполнение постановления комиссии.

 

8. Обязанности по решению вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением комиссий, возлагаются соответственно на хокимияты районов (городов), областей, города Ташкента, Совет Министров Республики Каракалпакстан, Кабинет Министров Республики Узбекистан.

 

II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ КАБИНЕТЕ

МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

9. Основными задачами Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан являются:

координация деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

подготовка предложений Правительству Республики Узбекистан по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

организационно-методическое руководство деятельностью комиссий при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, города Ташкента, районов (городов).

 

10. В соответствии с возложенными задачами Комиссия при Кабинете Министров Республики Узбекистан:

осуществляет меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав, свобод и законных интересов;

контролирует и координирует деятельность комиссий при хокимиятах районов (городов), областей и города Ташкента, Совете Министров Республики Каракалпакстан, осуществляет анализ их деятельности, оказывает им организационно-методическую помощь;

обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь;

 координирует деятельность министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, негосударственных некоммерческих организаций в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

изучает и обобщает вопросы, связанные с соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;

вырабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами согласованные подходы по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

разрабатывает комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антисоциальных действий среди несовершеннолетних, обеспечению защиты их прав, свобод и законных интересов, а также осуществляет контроль за реализацией этих мероприятий;

изучает проекты целевых программ, связанных с решением проблем, отнесенных к компетенции Комиссии;

проводит анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних, совершению ими правонарушений или иных антисоциальных действий;

разрабатывает предложения по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

принимает участие в разработке проектов нормативно-правовых актов в сфере обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

изучает деятельность органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию;

рассматривает предложения министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, негосударственных некоммерческих организаций по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

 

III. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН, ХОКИМИЯТАХ

ОБЛАСТЕЙ И ГОРОДА ТАШКЕНТА

 

11. Основными задачами комиссий при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента являются:

осуществление мер по защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и иным антисоциальным действиям среди несовершеннолетних;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

подготовка предложений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

организационно-методическое руководство деятельностью комиссий при хокимиятах районов (городов) (далее - районные (городские) комиссии).

 

12. В соответствии с возложенными задачами комиссии при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента:

разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, устранению причин, порождающих эти явления, устройству детей и защите их прав, свобод и законных интересов на территории города Ташкента, соответствующей области, Республики Каракалпакстан;

контролируют, направляют и координируют деятельность районных (городских) комиссий;

обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;

координируют деятельность государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, свобод и законных интересов;

проверяют постановления районных (городских) комиссий и отменяют незаконные или необоснованные постановления.

 

IV. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ХОКИМИЯТАХ

РАЙОНОВ (ГОРОДОВ)

 

13. Основными задачами районных (городских) комиссий являются:

осуществление мер по защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и иным антисоциальным действиям среди несовершеннолетних;

организация контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

координация деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания либо вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных законодательством.

 

14. В соответствии с возложенными задачами комиссии при хокимиятах районов (городов):

координируют деятельность органов народного образования, здравоохранения, по труду и социальной защите населения, культуры, внутренних дел, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций по воспитанию детей, их устройству, укреплению здоровья, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав, свобод и законных интересов;

разрабатывают и осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих им, устройству детей, а также защите их прав на территории районов (городов);

осуществляют мероприятия по выявлению и учету несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи;

проводят правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности;

рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или лиц, заменяющих родителей, а также иных лиц, связанные с нарушением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений по исполнению наказания или вернувшихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи государства;

рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции комиссий в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

применяют к несовершеннолетним меры воздействия и выполняют другие функции, предусмотренные настоящим Положением и иными актами законодательства.

 

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РАЙОННЫХ

(ГОРОДСКИХ) КОМИССИЙ

 

15. Комиссии совместно с органами внутренних дел организуют наблюдение за поведением несовершеннолетних, подвергнутых мерам воспитательного воздействия или административного взыскания, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и условно - досрочно освобожденных от отбывания наказания, возвратившихся из специализированных учебно-воспитательных учреждений или отбывших наказание в воспитательных колониях, а также ведут учет несовершеннолетних этой категории.

Комиссии, в случае необходимости, принимают меры к трудоустройству несовершеннолетних или направлению их в образовательные учреждения.

 

16. Комиссии осуществляют контроль за условиями содержания и воспитания детей в специализированных учебно-воспитательных учреждениях и образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией культурного досуга детей по месту жительства, а также, в необходимых случаях, за воспитательной работой с несовершеннолетними в общеобразовательных школах, иных образовательных учреждениях, культурно-просветительных учреждениях и спортивных организациях.

Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы или иного образовательного учреждения может быть произведено только с согласия комиссии.

 

17. Комиссии осуществляют контроль за соблюдением на предприятиях, учреждениях, организациях законодательства о труде в отношении несовершеннолетних, состоянием воспитательной работы с ними, созданием необходимых материально-бытовых условий для повышения их общеобразовательного, культурного и профессионального уровня.

Комиссии вправе требовать прекращения трудового договора с несовершеннолетними, если продолжение работы угрожает их здоровью или сопряжено с иным ущербом для них.

 

18. Комиссии осуществляют постоянный контроль за проведением воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения, условиями содержания и правильностью организации труда в находящихся на территории данного района (города) специализированных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях, подразделениях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и центрах социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, а также оказывают помощь этим учреждениям в проведении указанной работы.

 

VI. ПРАВА РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) КОМИССИЙ

 

19. Районные (городские) комиссии имеют право:

осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних в органах и учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

проверять условия содержания и воспитания несовершеннолетних в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях и центрах социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, а также проверять состояние работы в подразделениях профилактики правонарушений среди несовершеннолетних органов внутренних дел;

проверять состояние воспитательной работы с несовершеннолетними в общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях, культурно-просветительных учреждениях, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях, где работают несовершеннолетние;

контролировать при проектировании застройки новых жилых массивов и районов выделение земельных площадей для сооружения игровых и спортивных площадок, детских стадионов и зон детского отдыха;

получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций сведения, необходимые для работы комиссии;

приглашать на свои заседания должностных лиц, специалистов и иных лиц для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

заслушивать на заседаниях комиссии сообщения руководителей соответствующих органов предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания несовершеннолетних;

производить личный прием несовершеннолетних, родителей, рассматривать их жалобы и заявления, знакомиться с их личными делами;

привлекать граждан, имеющих необходимую подготовку, жизненный опыт или опыт работы с детьми, с их согласия для оказания помощи родителям или лицам, заменяющим родителей, в перевоспитании несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антисоциальные действия;

направлять в органы прокуратуры сообщения о случаях нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

вносить представления в соответствующие органы предприятий, учреждений и организаций по вопросам ведения воспитательной работы с несовершеннолетними, направления на учебу и их трудоустройства;

возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних, вносить в районный (городской) суд по уголовным делам представления об освобождении от ответственности, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости; совместно с органом, ведающим исполнением наказания, вносить в районный (городской) суд по уголовным делам представления об условно-досрочном освобождении от наказания несовершеннолетних или замене не отбытой части наказания более мягким наказанием; совместно с органом внутренних дел вносить в районный (городской) суд по уголовным делам представления об отмене отсрочки исполнения приговора к лишению свободы и о направлении осужденного для отбывания лишения свободы, назначенного приговором; давать согласие администрации воспитательной колонии обращаться с представлениями в районный (городской) суд по уголовным делам об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания;

вносить на рассмотрение хокимиятов районов (городов) вопросы о состоянии воспитательной работы, профессионального обучения, трудоустройства и направления на учебу несовершеннолетних;

вносить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о привлечении к ответственности их должностных лиц в случаях неисполнения ими постановлений комиссий, а также непринятия мер по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий.

Комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента при выполнении своих функций также пользуются правами, предусмотренными настоящим пунктом.

 

VII. МЕРЫ ПО УСТРОЙСТВУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

20. Районные (городские) комиссии совместно с органами образования, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел и при широком участии общественности обеспечивают выявление и постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении; несовершеннолетних, не посещающих либо систематически пропускающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях, а также других несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи, и принимают меры к их устройству.

 

21. Постановления районных (городских) комиссий с указанием формы устройства несовершеннолетних направляются:

1) в органы образования:

для устройства детей в общеобразовательные школы, академические лицеи, профессиональные колледжи;

для устройства детей в специализированные общеобразовательные школы для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, и иные соответствующие учебно-воспитательные учреждения;

2) в органы по труду и социальной защите населения - для устройства детей-инвалидов;

3) в органы опеки и попечительства - для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) в органы здравоохранения - для организации лечения несовершеннолетних, систематически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, оказания специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

5) в органы внутренних дел - для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении;

6) руководителям предприятий, учреждений и организаций (после получения сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей от органов по труду) - для приема на работу.

 

VIII. ДЕЛА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ КОМИССИЯМИ

 

22. На районные (городские) комиссии возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:

совершивших в возрасте до четырнадцати лет общественно опасные действия, за исключением совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах после исполнения им тринадцати лет;

совершивших в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет общественно опасные действия, за которые для них не предусмотрена уголовная ответственность;

совершивших действия, содержащие признаки преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело;

совершивших в возрасте до шестнадцати лет нарушение правил дорожного движения;

совершивших иные антисоциальные действия;

уклоняющихся от обязательного обучения в образовательных учреждениях среднего, среднего специального и профессионального образования (в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах);

освобожденных от ответственности на основании постановления следователя или прокурора либо определения суда при совершении ими впервые преступления, не представляющего большой общественной опасности;

совершивших административные правонарушения, в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

 

IX. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

КОМИССИЯМИ, И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

 

23. Районные (городские) комиссии в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения, могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

вносить представление в районный (городской) суд о возложении на несовершеннолетнего обязанности принести извинение потерпевшему;

вынести предупреждение;

вносить представление в районный (городской) суд о возложении на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанности возместить или устранить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает установленного минимального размера заработной платы, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий установленного минимального размера заработной платы;

наложить штраф на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, в случаях и размерах, предусмотренных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или негосударственной некоммерческой организации с их согласия;

направить в суд ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Обо всех мерах воздействия, принятых по каждому конкретному случаю, комиссии обязаны информировать соответствующие территориальные органы внутренних дел для обеспечения проведения подразделениями профилактики правонарушений среди несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы по месту жительства, учебы или работы несовершеннолетнего.

 

24. Районные (городские) комиссии могут применять к родителям или лицам, их заменяющим, за уклонение от выполнения своих обязанностей или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательное влияние на их поведение или жестокое обращение с ними, в том числе за вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушений или иных антисоциальных действий, а также за совершение несовершеннолетними правонарушений или иных антисоциальных действий, следующие меры воздействия:

вынести общественное порицание;

вынести предупреждение;

наложить штраф в размерах, установленных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

в исключительных случаях, при наличии непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка, вносить в органы опеки и попечительства ходатайство о временном, до разрешения дела судом, отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

Комиссия вправе обращаться в межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам с иском об ограничении дееспособности родителей, лишении родительских прав, отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

 

25. Направление несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения может производиться по определению районного (городского) суда по уголовным делам, вынесенного на основании ходатайства комиссии в порядке, установленном законодательством.

 

26. Районные (городские) комиссии вносят представления в соответствующие государственные органы о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, неправильно относящимся к воспитанию детей или препятствующим выполнению постановления комиссии, а также о привлечении к ответственности лиц, создающих условия для совершения детьми правонарушений либо подстрекающих или привлекающих несовершеннолетних к совершению преступления и других антисоциальных действий.

 

27. При применении мер воздействия, предусмотренных пунктом 23 настоящего Положения, районная (городская) комиссия должна учитывать характер и причины правонарушения, возраст несовершеннолетнего и условия его жизни, степень его участия в правонарушении, а также поведение его в быту, в образовательном учреждении и на работе.

Постановление комиссии об объявлении предупреждения действует в течение одного года. Мера воздействия считается погашенной, если несовершеннолетний, к которому она была применена, в течение этого срока не совершил нового правонарушения. Комиссия, которая применила меру воздействия, может своим постановлением отменить ее до истечения годичного срока в случае примерного поведения несовершеннолетнего, в отношении которого эта мера воздействия была применена.

Действие постановления комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо общественных воспитателей или под наблюдение трудового коллектива, негосударственной некоммерческой организации может быть в любое время прекращено самой комиссией по ходатайству этих лиц или организаций, если несовершеннолетний примерным поведением и добросовестным отношением к работе и учебе доказал свое исправление.

В случае, когда избранная мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего оказалась безуспешной, комиссия вправе применить к такому несовершеннолетнему более строгую меру из числа указанных в пункте 23 настоящего Положения.

 

28. Постановление районной (городской) комиссии о наложении штрафа подлежит исполнению лицом, на которое наложен штраф, не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.

Штраф, наложенный постановлением комиссии, вносится в учреждение соответствующее банка.

В случае неуплаты штрафа в срок постановление комиссии о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии лица, подвергнутого штрафу в соответствии с правилами, установленными законодательством об исполнении судебных актов и актов иных органов.

Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или при невозможности взыскания из заработной платы или иного дохода, пенсии или стипендии правонарушителя по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления комиссии о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения взыскания на имущество правонарушителя, а также на его долю в общей собственности.

 

29. В специализированных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения ими пятнадцати лет, а в специализированных профессиональных колледжах - до восемнадцати лет.

В исключительных случаях пребывание учащихся в специализированных школах может быть продлено до достижения ими шестнадцатилетнего возраста.

Несовершеннолетние находятся в специализированных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более трех лет.

Районная (городская) комиссия по месту нахождения специализированных учебно-воспитательных учреждений может разрешить учащемуся остаться в указанных учреждениях и по истечении трехлетнего срока до окончания соответствующего класса средней общеобразовательной школы или профессионального колледжа в текущем учебном году.

Учащиеся специализированных школ, достигшие пятнадцати лет, но не исправившие своего поведения, районной (городской) комиссией по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специализированные профессиональные колледжи.

Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже одного раза в год, рассматривается районными (городскими) комиссиями по месту нахождения этих учреждений по инициативе комиссии, по представлению администраций названных учреждений либо по ходатайству родителей или лиц, их заменяющих.

 

30. В специализированные учебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние с физическими недостатками и заболеваниями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

 

31. Пребывание несовершеннолетнего в специализированном учебно-воспитательном учреждении прекращается по постановлению районной (городской) комиссии по месту нахождения указанного учреждения на основании решения педагогического совета, утвержденного руководителем специализированного учебно-воспитательного учреждения, о чем не менее чем за месяц до выпуска несовершеннолетнего извещается комиссия по месту жительства несовершеннолетнего, которая обязана принять меры к трудоустройству или направлению несовершеннолетнего в образовательное учреждение и созданию ему необходимых жилищно-бытовых условий.

 

32. В случаях, когда лицо после выпуска из специализированного учебно-воспитательного учреждения, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть направлено к родителям или лицам, их заменяющим, в связи с лишением их в установленном законом порядке родительских или опекунских прав, а также, когда возвращение лица на место прежнего жительства невозможно в силу определенных причин (отсутствие родителей или лиц, их заменяющих, надлежащих условий для бытового и трудового устройства и дальнейшего воспитания), районная (городская) комиссия по месту нахождения этого учреждения принимает меры по устройству быта, учебы или трудоустройству несовершеннолетнего. В случае необходимости районная (городская) комиссия вправе обратиться в соответствующий районный (городской) хокимият с представлением о назначении несовершеннолетнему опекуна, попечителя.

При решении указанных вопросов районная (городская) комиссия по месту нахождения перечисленных в настоящем пункте учреждений должна получить соответствующее заключение районной (городской) комиссии по месту прежнего жительства несовершеннолетнего или по месту пребывания его родителей или лиц, их заменяющих.

 

33. Комиссия по месту прежнего жительства освобожденного из воспитательной колонии несовершеннолетнего до достижения им восемнадцатилетнего возраста принимает меры к устройству такого лица на работу или учебу и осуществляет контроль за его поведением.

В случае, если возвращение освобожденного несовершеннолетнего к родителям или лицам, их заменяющим, невозможно в связи с отсутствием названных лиц, либо лишением их родительских или опекунских прав, комиссия по месту прежнего жительства освобожденного по представлению администрации воспитательной колонии принимает меры к устройству его на работу в соответствии с имеющейся специальностью или на учебу, а также к созданию для него жилищно-бытовых условий.

В исключительных случаях, когда направление несовершеннолетнего, освобожденного из воспитательной колонии, к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, его устройство по представлению администрации воспитательной колонии осуществляется комиссией по месту нахождения воспитательной колонии.

Комиссия обязана решить вопрос об устройстве освобожденного несовершеннолетнего не позднее десятидневного срока со дня обращения его за помощью.

 

X. ПОДГОТОВКА И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ

КОМИССИЯМИ

 

34. Комиссии рассматривают дела:

переданные в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности;

по представлению органов внутренних дел, образовательных учреждений;

по представлению профессиональных союзов, родительских комитетов при образовательных учреждениях, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций;

по заявлениям граждан;

по собственной инициативе.

Комиссии рассматривают дела в срок не более пятнадцати дней с момента их поступления.

 

35. Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской) комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, который принимает решение:

рассмотреть дело на заседании комиссии;

произвести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям;

передать материалы о малозначительных правонарушениях в органы самоуправления граждан или негосударственные некоммерческие организации по месту жительства или учебы несовершеннолетнего, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя.

 

36. До рассмотрения комиссией дела о правонарушениях несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или специализированном учебно-воспитательном учреждении, - под присмотр администрации этих учреждений.

Несовершеннолетний, дело которого должно рассматриваться комиссией, подлежит направлению на медицинское обследование, если возникает сомнение в его психической полноценности.

 

37. При подготовке и рассмотрении дел комиссия должна точно установить возраст, род занятий, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его содержание, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

Комиссия обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.

 

38. Комиссия может истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым комиссией.

При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к обеспечению их явки через администрацию, негосударственные некоммерческие организации по месту их работы или учебы.

В случае отказа несовершеннолетнего, дело которого рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на заседание комиссии без уважительных причин они могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии.

 

39. Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей образовательных учреждений, со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела.

О дне заседания комиссии извещается прокурор.

 

40. Заседание комиссии является правомочным при наличии не менее половины ее состава.

На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело которого рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей образовательных учреждений.

При рассмотрении вопросов о возбуждении ходатайств перед районным (городским) судом по уголовным делам об условно-досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене им назначенного наказания более мягким и других ходатайств в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательной колонии и самого осужденного.

Комиссия вправе рассмотреть материалы на заседании в отсутствие несовершеннолетнего, если исследование и обсуждение обстоятельств может отрицательно повлиять на него.

 

41. Рассмотрение комиссиями подведомственных дел об административных правонарушениях несовершеннолетних осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

 

42. Комиссия рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснение несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

применить меры воздействия, предусмотренные пунктами 23 и 24 настоящего Положения;

прекратить дело;

отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

передать дело в органы предварительного следствия или дознания.

 

43. На заседании комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и ответственным секретарем комиссии.

Комиссия может проводить выездные заседания по месту учебы или жительства лиц, дела которых рассматриваются.

 

44. Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.

Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.

В постановлении о применении мер воздействия указываются:

наименование комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; наименование нормативно-правового акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение.

Постановление комиссии подписывается председательствующим и ответственным секретарем комиссии и оглашается вслед за его принятием.

Копия постановления комиссии в течение трех дней вручается или высылается по почте несовершеннолетнему, его родителям или лицам, их заменяющим, а в необходимых случаях - органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

О принятом постановлении комиссия сообщает по месту работы, учебы или органам самоуправления граждан по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также органам самоуправления граждан по месту жительства его родителей или лиц, их заменяющих.

 

45. Для обеспечения выполнения решения районного (городского) суда по уголовным делам о направлении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение последний может быть помещен в центр социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел, где содержится до оформления всех необходимых документов, до получения направления в Министерстве народного образования или Министерстве высшего и среднего специального образования, сроком не более тридцати дней.

В исключительных случаях срок пребывания несовершеннолетнего в центре социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел может быть продлен в порядке, установленном законодательством, не более чем на пятнадцать дней.

Центры социально-правовой помощи несовершеннолетним органов внутренних дел завершают оформление для несовершеннолетнего личного дела и после получения направления из Министерства народного образования или Министерства высшего и среднего специального образования на основании определения районного (городского) суда по уголовным делам, вынесенного по материалам комиссии, доставляют несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение.

 

46. В целях выявления и устранения условий и причин, порождающих правонарушения среди несовершеннолетних, комиссии организуют учет дел о правонарушениях, рассмотренных на их заседаниях, ежеквартально обобщают данные этого учета в пределах района (города), области, города Ташкента, Республики Каракалпакстан и Республики Узбекистан.

 

47. Постановление комиссии может быть обжаловано несовершеннолетним, его родителями или лицами, их заменяющими, а также потерпевшим в вышестоящую комиссию или в суд.

Обжалование постановления комиссии в вышестоящую комиссию производится в десятидневный срок со дня его вынесения. Решение вышестоящей комиссии по жалобе должно быть принято не позднее пятнадцати дней и является окончательным.

Обжалование постановления комиссии в суд производится в порядке, установленном законодательством.

Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Постановление комиссии и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления и решения по жалобе до рассмотрения протеста.

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 3, ст. 23

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах