Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

"АВТОЗАПРАВЩИКАМ ПРЕДЪЯВИЛИ СЧЕТ"

07.04.2011

Под этим заголовком в "Налоговых и таможенных вестях" (N 13 (869) от 1 апреля 2011 года) было опубликовано обращение читателей по поводу предъявления налоговыми органами автозаправочным станциям письменных требований о погашении задолженности. Сегодня мы публикуем обещанный ответ юристов на это обращение.

 

Прежде всего возникает вопрос: насколько соответствует установленному законодательством порядку направление этих требований и выставление инкассовых поручений?

Суммы дохода, полученного АЗС в объеме, превышающем предельные наценки, не охватываются понятиями "налоги" или "обязательные платежи", содержащимися в статье 12 Налогового кодекса (далее - НК). Они не предусмотрены и в перечне налогов и других обязательных платежей, указанном в статье 23 НК. Соответственно, изъятие указанных доходов в бюджет, по нашему мнению, не регулируется положениями НК о принудительном взыскании налоговой задолженности. Если строго следовать "букве закона", данную меру можно применить не иначе как в судебном порядке.

Однако, как следует из содержания обращений в редакцию субъектов, имеющих АЗС, им уже разослали требования о погашении задолженности по названным суммам, а в отдельных случаях - выставили на их счета в банках инкассовые поручения о бесспорном списании этих сумм. Какие права и возможности предоставляет хозяйствующим субъектам действующее законодательство в этом случае?

Предприятия, не согласные с выставлением данных требований и инкассовых поручений, вправе обжаловать их в хозяйственном суде. Согласно части третьей статьи 123 НК, подача жалобы в суд приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действия органа госналоговой службы до вступления в законную силу решения суда.

Руководители и бухгалтеры многих хозсубъектов, имеющих АЗС, говорят о том, что единовременная выплата всей суммы задолженности может привести к банкротству. И ставят вопрос, можно ли получить отсрочку или рассрочку по выплате? Что по этому поводу говорится в законодательстве?

В части второй статьи 54 НК указано, что по налоговой задолженности отсрочка и рассрочка предоставляются Кабинетом Министров или уполномоченным им органом на срок от 1 до 24 месяцев в порядке, установленном законодательством. Сегодня этим уполномоченным органом является Республиканская комиссия по сокращению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и укреплению дисциплины платежей в бюджет. Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен Положением о предоставлении отсрочки и(или) рассрочки по уплате задолженности, прекращении начисления пени, а также списании пени и штрафных санкций по платежам в бюджет и государственные целевые фонды.

Далее часть третья статьи 54 НК определяет, что "взыскание доначисленных налогов, других обязательных платежей и финансовых санкций, превышающих в совокупности 20% от суммы текущих активов на последнюю отчетную дату, осуществляется с рассрочкой уплаты налоговой задолженности ежемесячно, в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании".

Учитывая обстоятельства, при которых возникла задолженность АЗС перед бюджетом, нам представляется вполне обоснованным применение указанных положений статьи 54 НК. То есть если сумма задолженности превышает 20% от текущих активов хозсубъекта, он вправе, на наш взгляд, погашать ее в рассрочку в течение 6 месяцев с момента выставления налоговым органом требования. Наряду с этим хозсубъект также вправе обратиться за отсрочкой или рассрочкой на более длительный период в указанную Республиканскую комиссию, и его обращение, по нашему мнению, не должно остаться без рассмотрения.

 

Артем МОКШИН,

начальник экспертной юридической службы

ООО "Norma".

 

От редакции.

Обобщив поступившие обращения предприятий, мы направили в Министерство финансов и Государственный налоговый комитет письмо с просьбой дать официальные разъяснения по указанному вопросу. Получив ответ, мы его опубликуем в газете.

 

Норма, N 13 от 5 апреля 2011 года.

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь