О ТИПИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Продолжение. Начало в "НТВ" N 44 (900)
от 27 октября, N 45 (901) от 3 ноября,
N 46 (902) от 10 ноября и N 47 (903)
ОШИБКИ ПРИ ДОСЧЕТЕ НАЛОГОВ
И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ИСХОДЯ
ИЗ МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА
Из-за неправильного определения предприятиями торговой площади в розничной торговле или количества обслуживаемых столов в общественном питании неправильно рассчитывается и минимальный норматив численности их основного персонала.
Согласно Правилам розничной торговли в Республике Узбекистан и Правилам производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан (утверждены постановлением КМ от 13 февраля 2003 года N 75), торговый зал - это площадь торгового объекта, предназначенная для публичной оферты товаров и(или) реализации договора розничной купли-продажи товаров.
ПРИМЕР. Предприятие розничной торговли имеет по кадастровым документам общую площадь 750 кв. м, из них торговый зал занимает 450 кв. м, подсобные и складские помещения - 150 кв. м, офис - 150 кв. м. Для определения минимального норматива численности его основного персонала учитывается площадь его торгового зала - 450 кв. м.
q Неправильное определение режима работы предприятия розничной торговли или общественного питания также влечет за собой неверное исчисление минимального норматива численности основного персонала.
ПРИМЕР. Предприятие розничной торговли по состоянию на 1 апреля 2011 года подало уведомление по образцу, установленному приложением N 1а к Положению о порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей с учетом введения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда (зарегистрировано МЮ 23 февраля 2011 года N 2200, далее - Положение N 2200). Оно работает 12 часов в сутки и 6 дней в неделю:
Наименование показателя |
Данные предприятия |
Данные кратко- срочной проверки |
Отклонение
|
Заявленная площадь стационарного торгового зала N 1, кв. м
|
159 |
159 |
|
Режим работы стационарного торгового зала в неделю (суммарно в часах в неделю)
|
72 |
84 |
+12 |
Минимальный норматив численности основного персонала с учетом режима работы
|
9 |
11 |
+2 |
Численность административного и технического персонала и работников, осуществляющих деятельность по другим видам деятельности (всего)
|
45 |
45 |
|
Минимальный норматив численности работников в целом по организации (всего)
|
54 |
56 |
+2 |
Тарифный коэффициент
|
2,998 |
2,998 |
|
Минимальный размер заработной платы (сум.)
|
49 735 |
49 735 |
|
Минимальный норматив фонда оплаты труда (сум.)
|
8 051 699 |
8 349 910 |
+298 211 |
Фактический ФОТ (сум.)
|
7 667 700 |
7 667 700 |
|
Превышение минимального норматива фонда оплаты труда над фактическим фондом оплаты труда (сум.)
|
383 999 |
682 210 |
+298 211 |
Совокупная ставка
|
39,5% |
39,5% |
|
Подлежит уплате
|
151 680 |
269 473 |
+117 793 |
При проведении краткосрочной проверки в июле 2011 года было установлено, что режим работы предприятия составляет 12 часов в сутки и 7 дней в неделю (84 часа в неделю). Согласно Положению N 2200, в случае установления факта занижения показателей (количества столов, площади торгового зала, режима работы организации, типа общественного питания) налоговые органы производят досчет минимального норматива фонда оплаты труда с начала текущего года. В данном случае досчет минимального норматива ФОТ с начала года составил 1 789 266 сумов (298 211 х 6 мес.) и доначислено уплате в бюджет ЕСП 706 758 сумов (117 793 х 6 мес.).
q У многопрофильных предприятий нередко возникают затруднения при определении, согласно Положению N 2200, к какой категории плательщиков они относятся за отчетный период. Согласно статье 22 Налогового кодекса (далее - НК), основным видом деятельности является деятельность, по которой доля выручки юридического лица в общем объеме реализации по итогам отчетного периода является преобладающей.
Согласно статье 29 НК, налоговый период представляет собой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога или другого обязательного платежа. Он может быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникает обязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей. Период времени, в котором возникает обязательство по уплате текущих платежей, не является отчетным периодом. Таким образом, многопрофильным предприятиям, осуществляющим в том числе розничную торговлю, общественное питание или строительство, необходимо проконтролировать объем выручки по этим видам деятельности в общем объеме реализации по итогу отчетного квартала.
ПРИМЕР. Предприятие занимается производством собственной продукции, оптовой торговлей и имеет фирменный магазин, где реализует как продукцию собственного производства, так и товары, приобретенные для перепродажи в розницу.
Показатели |
За I полу- годие |
За I квартал |
За II квартал |
Доля выручки за I полу- годие (в %)
|
Доля выручки за I квартал (в %) |
Доля выручки за II квартал (в %) |
Объем выручки от производства собственной продукции
|
171 200 |
90 500 |
80 700 |
45,5 |
56,0 |
37,5 |
Объем выручки от оптовой торговли
|
55 200 |
10 200 |
45 000 |
14,7 |
6,3 |
20,9 |
Объем выручки от розничной торговли
|
150 100 |
60 800 |
89 300 |
39,9 |
37,6 |
41,5 |
Итого:
|
376 500 |
161 500 |
215 000 |
100 |
100 |
100 |
Так как по итогам I полугодия у предприятия доля производства продукции превышает другие виды деятельности (45,5%), предприятие не сдало расчет, предусмотренный Положением N 2200, а начислило и уплатило ЕСП в порядке, установленном Положением о порядке исчисления и уплаты единого социального платежа с учетом введения минимального размера единого социального платежа (зарегистрировано МЮ 13 апреля 2010 года N 2095, далее - Положение N 2095).
Фактически же оно должно за I квартал уплатить ЕСП в порядке, установленном Положением N 2095, а за II квартал сдать расчеты с учетом Положения N 2200 и в случае превышения минимального норматива фонда оплаты труда над фактическим ФОТ доплатить в бюджет 39,5% от суммы превышения.
q Другой типичной ошибкой является не представление уточненной информации с указанием начала сроков применения уточненных показателей, а применение уточненной информации по факту при сдаче Справки-расчета о численности работников и фонде оплаты труда по форме, установленной приложением N 2 к Положению N 2200. Следует знать, что минимальные нормативы численности работников применяются с месяца, следующего за месяцем, в котором внесена уточненная информация.
q Отдельно нужно отметить ошибки автозаправочных станций, осуществляющих розничную реализацию бензина. До внесения изменений приказом министра труда и социальной защиты населения, зарегистрированным МЮ 29 июля 2011 года N 2173-1, в Положение о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики (зарегистрировано МЮ 28 декабря 2010 года N 2173) автозаправочные станции затруднялись определять торговую площадь. Тем не менее за I полугодие 2011 года необходимо ее определить по кадастру и на основании указанной в нем площади сдать расчеты (перерасчеты), предусмотренные приложением N 1 к Положению N 2200, сравнив минимальный размер оплаты труда с фактическим ФОТ. Согласно изменениям, минимальный норматив численности основного персонала автозаправочных пунктов определяется исходя из нормативов, установленных техническими характеристиками топливораздаточных колонок. Если таковые отсутствуют, он определяется следующим образом: в г.Ташкенте - 1 работник на 1 топливораздаточную колонку; в прочих населенных пунктах - 0,5 работника. Если при АЗС имеется магазин (павильон, салон), то минимальный норматив численности персонала по нему определяется в общеустановленном порядке.
ПРИМЕР. Реализующая бензин АЗС не сдала Справку-расчет по форме приложения N 1 к Положению N 2200, а отчиталась по ЕСП и страховым взносам во внебюджетный Пенсионный фонд и сдала Справку-расчет, предусмотренную Положением N 2095. Выявленная при проведении внутренней проверки данная ошибка была исправлена путем измерения торговой площади специально созданной комиссией. Так как фактический фонд заработной платы превысил минимальный норматив ФОТ, доначисление 39,5% не было произведено. Но в данном случае должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление налоговых отчетов (статья 175 Кодекса об административной ответственности).
Гульнора ХАБИБУЛЛИНА,
наш эксперт.
НТВ, N 48 от 24 ноября 2011 года.