О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг
В результате проводимых реформ в банковской системе внедряются рыночные механизмы оказания услуг, расширяются их виды, повышается финансовая доступность для предпринимателей и населения.
Внедрены новые банковские услуги, облегчающие проведение валютно-обменных операций для населения, созданы условия по приобретению иностранной валюты индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем наблюдается ряд проблем и недостатков в части соблюдения прав и законных интересов потребителей банковских услуг и расширения финансовой доступности, особенно в регионах, а также дальнейшего повышения культуры обслуживания и доверия к банковской системе. В частности:
первое – чрезмерная централизация полномочий в принятии решений по выдаче кредитов препятствует четкому разграничению ответственности между головными банками и их филиалами;
второе – усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок ограничивают возможность оперативного получения кредитов;
третье – отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов, а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей;
четвертое – низкий уровень развития рынка розничных банковских услуг и отсутствие современных подходов выстраивания партнерских отношений с клиентами создают почву для проявления излишней бюрократии и волокиты;
пятое – отсутствие государственной процессинговой организации по осуществлению безналичных расчетов на основе банковских карт влияет на уровень безопасности, бесперебойности и надежности функционирования розничных платежных систем и препятствует продвижению современных технологических решений при реализации инновационных проектов, доступных для широких слоев населения;
шестое – взимание комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов (микрозаймов), а также других платежей приводит к увеличению реальной стоимости заимствования;
седьмое – включение в договоры условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы на услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам, а также предоставление одной услуги с навязыванием приобретения дополнительной нарушают права потребителей банковских услуг;
восьмое – наличие ограничений по снятию иностранной валюты с платежных банковских карт и недостаточное количество банкоматов не обеспечивают должный уровень обслуживания при валютно-обменных операциях.
В целях устранения указанных проблем, дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения защиты прав потребителей банковских услуг и повышения уровня финансовой доступности с учетом современных тенденций инновационного развития, а также реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Определить, что обеспечение повышения доступности банковских услуг и защиты прав потребителей банковских услуг является одной из основных задач Центрального банка Республики Узбекистан.
2. Принять к сведению, что в структуре Центрального банка Республики Узбекистан образована Служба по защите прав потребителей банковских услуг, основными задачами которой являются обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
Центральному банку Республики Узбекистан при выполнении задач по защите прав потребителей банковских услуг особое внимание обратить на:
выявление системных недостатков банковской системы и нарушений прав потребителей банковских услуг, а также их предотвращение;
обеспечение принятия мер ответственности в отношении кредитных организаций, допустивших нарушения прав потребителей банковских услуг;
консультирование и оказание содействия в восстановлении нарушенных прав потребителей банковских услуг;
повышение уровня финансовой доступности и грамотности потребителей банковских услуг.
3. Установить с 1 июля 2018 года требования, в соответствии с которыми коммерческие банки создают условия для:
беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность;
получения предварительной консультации об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов;
прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма).
4. Запретить кредитным организациям:
начислять проценты, взимать комиссии и неустойку (штраф, пеню), применять иные меры ответственности по договорам микрозайма, а также кредитным договорам, заключенным ломбардами, в сумме более половины размера заимствования в год;
взыскивать платежи за рассмотрение кредитных заявок, обслуживание ссудных счетов, выдачу кредитов, а также неустойки за досрочное погашение кредитов (микрозаймов) физическими лицами и субъектами малого предпринимательства.
5. Рекомендовать коммерческим банкам:
изучить передовой международный опыт банковской деятельности
и внедрить новые виды банковских услуг и продуктов;
увеличить сеть филиалов банков и мини-банков с учетом их окупаемости и потребностей в банковских услугах;
расширить права филиалов по самостоятельному принятию решений о выдаче кредита без дополнительного согласования с головным банком.
6. Центральному банку Республики Узбекистан в срок:
а) до 1 апреля 2018 года внедрить механизм снятия на территории Республики Узбекистан наличной иностранной валюты, приобретенной физическими лицами на международные платежные карты, в пределах лимитов, установленных коммерческими банками;
б) до 1 апреля 2018 года совместно с коммерческими банками внедрить систему дистанционного управления счетами физических лиц, обеспечивающую проведение ими операций по купле-продаже иностранной валюты и перевод денежных средств с международных платежных карт на срочные вклады в иностранной или национальной валюте;
в) до 1 мая 2018 года:
разработать и утвердить Положение о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг;
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих предоставление права коммерческим банкам выдавать микрозаймы;
внести дополнения в нормативно-правовые акты касательно применения Центральным банком санкций в отношении кредитных организаций за нарушение ими прав потребителей банковских услуг;
разработать и утвердить Положение, предусматривающее установление требования о наличии скоринговой модели в кредитном бюро с возможностью создания коммерческими банками собственной скоринговой модели, позволяющей оценить кредитоспособность потенциального заемщика и сократить сроки выдачи кредитов (микрозаймов) физическим лицам и субъектам малого предпринимательства;
г) до 1 июля 2018 года совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан разработать Концепцию создания Национального банковского процессингового центра, обеспечивающего информационное и технологическое взаимодействие между банками – участниками расчетов по локальным и международным банковским картам, определив его основными задачами:
построение и развитие национальной розничной платежной системы, обеспечивающей безопасность и бесперебойность проведения транзакций;
создание и развитие доступных платежных услуг;
развитие и продвижение инновационных продуктов, в том числе бесконтактных и мобильных технологий, при осуществлении безналичных платежей;
внедрение технологий бесконтактных и мобильных платежей, в первую очередь в сфере социально-бытового обслуживания, транспорта, торговли, общественного питания, особенно в регионах;
обеспечение взаимодействия с международными платежными системами;
д) до 1 июля 2018 года совместно с Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками завершить интеграцию отечественных платежных систем с основными международными платежными системами, обеспечивающими принятие платежных карт нерезидентов во всей сети платежных терминалов;
е) до 1 ноября 2018 года совместно с коммерческими банками обеспечить создание автоматизированных пунктов обмена валюты, работающих в круглосуточном режиме, особенно в местах, активно посещаемых туристами.
7. Рекомендовать Ассоциации банков Узбекистана разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на усиление ее роли в повышении доступности банковских услуг и совершенствовании банковской деятельности, в том числе предусматривающий:
утверждение Концепции дальнейшего повышения эффективности деятельности Ассоциации банков Узбекистана;
повышение профессионального уровня сотрудников банковской системы, организацию обмена опытом с зарубежными банками исходя из передовой международной практики;
реализацию совместно с органами государственной власти на местах и привлечением иностранных специалистов мероприятий по повышению финансовой грамотности населения;
проведение тематических исследований, в том числе по актуальным проблемам доступности банковских услуг, изучение международного опыта и разработку предложений по его применению на рынке банковских услуг республики, организацию информационно-аналитических и консалтинговых услуг для банков и их клиентов;
продвижение инициатив по реализации на практике современных и передовых видов банковских услуг, способствующих развитию дистанционного банковского обслуживания, внедрение новых информационных технологий;
изучение передовой зарубежной банковской деятельности в целях определения новых видов банковских услуг, продуктов и их последующего внедрения в банках республики.
8. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 января 2019 года создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных между государственными органами и кредитным бюро, позволяющую получить информацию о:
начислениях для граждан в накопительной пенсионной системе;
начислениях страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
начислениях задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
физических лицах и субъектах предпринимательства для их идентификации;
имуществе и иных полученных доходах физических лиц;
финансовом состоянии юридических лиц.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента оказать содействие коммерческим банкам в выделении им в установленном порядке земельных участков, необходимых для создания филиалов, мини-банков и автоматизированных пунктов обмена валюты.
10. Одобрить разработанные Центральным банком Республики Узбекистан, Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками прогнозные параметры дополнительного расширения сети банкоматов на 2018 год согласно приложению № 1.
11. Утвердить перечень ввозимых коммерческими банками и процессинговыми организациями оборудования, комплектующих, программного обеспечения и других материалов, освобождаемых от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) сроком до 1 января 2020 года, согласно приложению № 2.
12. Кабинету Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами пересмотреть действующий механизм финансовой поддержки субъектов предпринимательства, предоставляемой Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан, на предмет применения дифференцированного подхода при возмещении части процентных расходов по банковским кредитам исходя из состояния социально-экономического развития регионов республики.
13. Центральному банку совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Ж.А. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
город Ташкент, 23 марта 2018 года