Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возвратаЧто должны содержать чеки продажи и возврата

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

17.03.2015

 

ПРОЕКТ

 

О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства

 

Принят Законодательной палатой _______________

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства.

 

Статья 2. Законодательство о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства

 

Законодательство о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Проверки соблюдения законов в порядке прокурорского надзора регулируются Законом Республики Узбекистан «О прокуратуре».

Особенности государственного контроля, осуществляемого путем налоговой проверки, определяются налоговым законодательством.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

контролирующие органы – министерства и ведомства, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности субъектов предпринимательства;

проверка – единовременный контроль, осуществляемый контролирующими органами, за исполнением субъектами предпринимательства законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность;

плановая проверка – проверка, осуществляемая контролирующими органами в соответствии с координационными планами проверок деятельности субъектов предпринимательства;

внеплановая проверка – проверка, в том числе краткосрочная,
не включенная в координационные планы проверок деятельности субъектов предпринимательства, осуществляемая контролирующими органами
в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;

краткосрочная проверка – внеплановая проверка, осуществляемая контролирующими органами в течение одного рабочего дня, не связанная
с проверкой финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства;

программа проверки – унифицированный контрольный вопросник проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства;

книга регистрации проверок – специальная книга, в которую вносится информация о проведенных проверках;

проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) – изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов субъектов предпринимательства с целью осуществления контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства;

встречная проверка – проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных субъектах предпринимательства или в разных подразделениях одного субъекта предпринимательства;

проверка в порядке контроля – проверка, осуществляемая контролирующими органами, за устранением субъектами предпринимательства нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

 

Статья 4. Основные принципы осуществления государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства

 

Основными принципами осуществления государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства являются:

законность, объективность и гласность в деятельности контролирующих органов;

приоритет прав субъекта предпринимательства;

целесообразность инициирования проверки;

защита прав и законных интересов юридических и физических лиц;

невмешательство в деятельность субъектов предпринимательства.

 

Статья 5. Формы государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства

 

Государственный контроль деятельности субъектов предпринимательства осуществляется путем:

плановой и внеплановой проверки, в том числе ревизии, встречной проверки, проверки в порядке контроля;

анализа статистической и другой информации.

Государственный контроль деятельности субъектов предпринимательства путем анализа статистической и другой информации, представляющий собой изучение представленной субъектом предпринимательства статистической отчетности, а также другой имеющейся у контролирующего органа информации о деятельности субъекта предпринимательства, осуществляется в соответствии с законодательством.

Проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок в рамках возбужденного уголовного дела, согласовывается со специальным уполномоченным органом.

Перечень контрольных функций контролирующих органов, осуществляемых без дополнительного согласования со специальным уполномоченным органом, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Не допускается осуществление государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства в формах, не предусмотренных настоящей статьей.

 

Глава 2. Организация проведения проверок

 

Статья 6. Контролирующие органы

 

Контролирующими органами являются:

1)            Министерство финансов Республики Узбекистан;

2)            Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;

3)            Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан;

4)            Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

5)            Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

6)            Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

7)            Министерство юстиции Республики Узбекистан;

8)            Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции;

9)            Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан;

10)        Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;

11)        Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы;

12)        Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству;

13)         Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;

14)        Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

15)        Узбекское агентство по печати и информации;

16)        Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации;

17)        Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции Республики Узбекистан;

18)        Узбекский центр сертификации хлопкового волокна «Сифат» при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

19)        Национальная компания «Узбектуризм»;

20)         Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору
за безопасностью полетов;

21)        Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок;

22)        Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

23)        Узбекская государственная инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

24)        Государственная хлебная инспекция при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

25)         Государственная инспекция Республики Узбекистан по надзору
в электроэнергетике;

26)        Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

27)        Государственная инспекция по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий;

28)        Государственная пробирная палата Агентства по драгоценным металлам при Центральном банке Республики Узбекистан.

Контролирующими органами также являются органы, уполномоченные законодательством осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Не допускается проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства государственными органами, не предусмотренными настоящей статьей.

Контролирующие органы вправе передавать своим территориальным подразделениям осуществление проверок субъектов предпринимательства, разрешенных решениями специального уполномоченного органа.

 

Статья 7. Координация деятельности контролирующих органов

 

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется специальным уполномоченным органом, решения которого в части проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства являются обязательными.

Специальный уполномоченный орган определяется Президентом Республики Узбекистан.

 

Статья 8. Основные задачи специального уполномоченного органа

 

Основными задачами специального уполномоченного органа являются:

координация деятельности контролирующих органов по вопросам осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства и по постпроверочному анализу;

разработка координационных планов проверок деятельности субъектов предпринимательства, включая комплексные проверки и ревизии, не допускающие дублирования деятельности контролирующих органов;

осуществление контроля за деятельностью контролирующих органов в части соблюдения координационных планов проведения проверок и недопущения проведения проверок без согласования со специальным уполномоченным органом;

оценка деятельности контролирующих органов в части осуществления государственного контроля.

 

Статья 9. Требования к должностным лицам, осуществляющим проверки

 

Проверка деятельности субъектов предпринимательства осуществляется должностными лицами контролирующих органов, прошедшими аттестацию в порядке, установленном законодательством.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательства осуществляется при наличии специального удостоверения о допуске к проведению проверок, удостоверения личности и оснований, предусмотренных настоящим Законом.

При привлечении к проверке аудиторских организаций и (или) экспертов, переводчика должностным лицом контролирующего органа субъекту предпринимательства предъявляется копия договора между контролирующим органом и аудиторской организацией и (или) экспертом, переводчиком. В договоре должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место работы и должность аудитора и (или) эксперта, переводчика. Необходимым условием заключаемого договора является условие ответственности аудиторской организации и (или) эксперта, переводчика за правильность аудиторского заключения (отчета) и (или) экспертного заключения, перевода и соответствие заключения (отчета) законодательству. Расходы по проведению аудиторских проверок и экспертиз, привлечению переводчика производятся за счет контролирующих органов.

 

Статья 10. Права и обязанности должностных лиц контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства

 

Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства в пределах своей компетенции имеют право:

требовать от проверяемых субъектов предпринимательства необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с предметом и программой проверки;

фиксировать процесс осуществления проверки средствами фото-, аудио- и видеотехники;

выдавать проверяемым субъектам предпринимательства обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

ставить перед соответствующими государственными органами, собственниками субъектов предпринимательства вопрос об ответственности виновных лиц;

привлекать к проверке на договорной основе аудиторские организации и (или) экспертов, переводчиков;

применять в предусмотренных законодательством случаях финансовые или административные взыскания;

вносить в специальный уполномоченный орган представление о продлении срока проведения плановых и внеплановых проверок, переносе проведения плановых проверок при наличии объективных на то оснований.

Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми субъектами предпринимательства.

Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства в пределах своей компетенции обязаны:

предъявлять проверяемым субъектам предпринимательства необходимые документы на право проведения проверки и программу проверки;

не препятствовать функционированию субъектов предпринимательства, присутствию их представителей и представителей объединений субъектов предпринимательства при проведении проверки, а также не совершать в отношении их иные неправомерные действия;

по просьбе субъектов предпринимательства давать им устные разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также представлять им информацию о ходе проведения проверок их деятельности;

производить запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном настоящим Законом;

обеспечивать соблюдение государственных секретов, коммерческой и иной тайны;

оформлять результаты проверок актом (предписанием), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательства в день окончания проверки;

принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случае выявления фактов правонарушений.

 

Статья 11. Права и обязанности проверяемых субъектов предпринимательства

 

Проверяемые субъекты предпринимательства имеют право:

располагать соответствующей информацией о проведении проверок их деятельности, в том числе наименовании контролирующих органов, получивших решение специального уполномоченного органа на осуществление проверки их деятельности, ходе проведения проверки;

требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа или его территориальных подразделений, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;

приглашать для участия при проведении проверки представителей объединений субъектов предпринимательства;

сравнивать информацию, внесенную в книгу регистрации проверок,
с информацией, содержащейся в предоставленных проверяющим должностным лицом документах;

не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения,
а также в случае не предоставления письменного извещения о проведении плановой проверки или отказа должностного лица от заполнения книги регистрации проверок;

не выполнять требования проверяющих должностных лиц контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки;

присутствовать при проведении проверки;

пользоваться услугами переводчика;

давать письменные разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также приносить замечания и возражения, которые являются неотъемлемой частью акта (предписания);

получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр акта (предписания) о результатах проверки в день окончания проверки;

обжаловать результаты проверки в порядке, установленном законом.

Субъекты предпринимательства обязаны по законному требованию проверяющих предъявлять материалы и документы, относящиеся к предмету и программе проверки необходимые для осуществления проверки, допускать их к объектам проверки, оказывать содействие проверяющим в исполнении их обязанностей, делать отметки в акте о наличии разъяснений, замечаний и возражений.

 

 

Глава 3. Порядок проведения проверок

 

Статья 12. Основания проведения плановых проверок

 

Основанием для проведения плановой проверки субъектов предпринимательства – юридических лиц, в том числе проверки финансово-хозяйственной деятельности, контролирующими органами являются:

выписка из координационного плана осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства, выданная специальным уполномоченным органом или его соответствующим территориальным подразделением;

приказ контролирующего органа, изданный на основании координационного плана, с указанием целей проверки, проверяемого периода, программы проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков проведения проверки.

Плановые проверки субъектов предпринимательства, не связанные
с проверкой финансово-хозяйственной деятельности, могут осуществляться соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического надзора и другими) только в ходе единовременных комплексных проверок.

 

Статья 13. Периодичность плановых проверок

 

Плановые проверки деятельности субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств могут осуществляться не чаще одного раза в четыре года, а деятельности других субъектов предпринимательства, за исключением предусмотренных частью второй настоящей статьи – не чаще одного раза в три года.

Плановые проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов могут осуществляться не чаще одного раза в пять лет.

Деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежат плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.

При определении периодичности плановых проверок, предусмотренной частями первой и второй настоящей статьи учитывается также полная проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, проведенная в рамках возбужденного уголовного дела.

При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства проверке подлежит период деятельности в течение не более последних пяти лет, а при проведении иных проверок – в течение не более последних трех лет. При этом проверяемый период не должен превышать периода с момента проведения последней проверки.

 

Статья 14. Извещение субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки

 

Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки под роспись не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков, предмета и программы проведения проверки.

После утверждения координационных планов на следующий год сведения о плановых проверках в течение десяти дней публикуются в печати, а также во всемирной информационной сети Интернет на официальном веб-сайте специального уполномоченного органа.

 

Статья 15Основания проведения внеплановых проверок

 

Основанием для проведения внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства являются решения специального уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки с указанием наименования проверяемого объекта, идентификационного номера налогоплательщика, целей проверки, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин, а также приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку, с указанием состава должностных лиц, сроков проведения проверки и программы проверки.

Внеплановые проверки осуществляются контролирующими органами
в случаях:

а) необходимости проведения проверок, вытекающих из решений Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан. При этом если в решении Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан определено наименование проверяемого субъекта предпринимательства, получение согласия специального уполномоченного органа не требуется;

б) поступления в контролирующий орган достоверных сведений
о фактах нарушения субъектом предпринимательства законов и иных актов законодательства;

в) необходимости предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств;

д) добровольной ликвидации субъекта предпринимательства – юридического лица;

е) в случае обращения субъекта предпринимательства в контролирующие органы с обоснованной просьбой о проведении проверки его деятельности.

Внеплановая проверка проводится лишь по тем вопросам, которые послужили основанием ее проведения. Не допускается проведение внеплановой проверки на основании информации не закрепленной доказательствами и (или) информации, происходящей из анонимного источника.

Краткосрочные проверки на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений с последующим уведомлением об этом специального уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.

 

Статья 16. Основания проведения проверок финансово – хозяйственной деятельности

 

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений – Департаментом по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями, легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности добровольно ликвидируемых субъектов предпринимательства – юридических лиц осуществляется органами государственной налоговой службы на основании уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о нахождении юридического лица в процессе ликвидации.

 

Статья 17. Основания проведения проверок органами следствия

 

Органами следствия проверки деятельности субъектов предпринимательства могут осуществляться при наличии в их производстве возбужденного угловного дела, в рамках деятельности субъекта предпринимательства, связанной с возбужденным уголовным делом с соблюдением сроков, установленных настоящим Законом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.

В ходе расследования по уголовным делам встречные проверки деятельности субъектов предпринимательства осуществляются на основании постановления о назначении проверки. Встречные проверки деятельности субъектов предпринимательства осуществляются без посещения субъектов предпринимательства только в части их взаимоотношений с проверяемым субъектом предпринимательства. Истребование у субъектов предпринимательства финансово-бухгалтерской или иной документации, не относящейся к предмету проверки в рамках возбужденного уголовного дела и встречной проверки, запрещается.

 

Статья 18. Основания проведения проверок в порядке контроля

 

Проведение проверок в порядке контроля осуществляется контролирующими органами в течение одного рабочего дня только по фактам и в сроки, установленные в акте (предписании) по результатам проведенной ими проверки, без согласования со специальным уполномоченным органом.

При несогласии субъекта предпринимательства с проведением проверки в порядке контроля или со сроками, установленными в акте (предписании) по результатам проверки, проверки в порядке контроля осуществляются по согласованию с территориальными подразделениями специального уполномоченного органа.

 

Статья 19. Сроки проведения проверок

 

Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней, а субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств – двадцати календарных дней.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более одного раза до тридцати календарных дней, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности добровольно ликвидируемых субъектов предпринимательства – юридических лиц осуществляется в сроки, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Проверки деятельности индивидуальных предпринимателей проводятся в форме краткосрочных проверок. В исключительных случаях, при необходимости проверки финансовой и товарной документации, на основании выявленных по результатам камерального контроля фактов нарушения налогового законодательства, срок проверки деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой органами государственной налоговой службы, решением специального уполномоченного органа может быть продлен не более одного раза до трех рабочих дней.

Продление сроков проведения плановых и внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства – юридических лиц допускается по решению специального уполномоченного органа только при наличии соответствующих обоснований.

Продление сроков проведения проверок в рамках возбужденного уголовного дела осуществляется с соблюдением требований части второй настоящей статьи.

Перенос проведения плановых проверок на более поздний срок допускается по решению территориальных подразделений специального уполномоченного органа в случае невозможности их проведения (отсутствие руководителей, главных бухгалтеров субъектов предпринимательства, другие обоснованные причины).

Началом проведения проверки считается момент вручения под расписку проверяемому субъекту предпринимательства документов, являющихся основанием для проведения проверки, предусмотренных статьями 12 и 15 настоящего Закона. Отказ проверяемого субъекта предпринимательства от получения данных документов не является основанием для отмены проверки. В случае отказа проверяемого субъекта предпринимательства от получения данных документов должностным лицом контролирующего органа составляется акт, подписываемый им и проверяемым субъектом предпринимательства. При отказе проверяемого субъекта предпринимательства подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. В данном случае началом проведения проверки считается момент подписания акта.

Завершением проведения проверки считается день вручения проверяемому субъекту предпринимательства акта (предписания) о результатах проверки. При уклонении проверяемого субъекта предпринимательства от получения акта (предписания) о результатах проверки должностное лицо контролирующего органа вносит об этом соответствующую запись в акт (предписание) о результатах проверки и с этого момента проверка считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта (предписания) о результатах проверки отправляется субъекту предпринимательства по почте заказным письмом.

 

Статья 20. Оформление акта (предписания) о результатах проверки

 

По результатам проверки должностным лицом контролирующего органа
в двух экземплярах оформляется акт (предписание) с указанием:

даты, времени и места составления акта (предписания);

наименования контролирующего органа, фамилии, имени, отчества и должности лица (лиц), проводившего проверку;

даты и номера решения специального уполномоченного органа, приказа о проведении проверки;

наименования проверяемого субъекта предпринимательства – юридического лица, фамилии, имени, отчества его руководителя либо фамилии, имени, отчества проверяемого индивидуального предпринимателя;

факта разъяснения проверяемому субъекту предпринимательства его прав и обязанностей;

сведений об участии в проведении проверки членов объединений субъектов предпринимательства;

сведений о заполнении книги регистрации проверок;

места, времени, условий и хода проверки;

сведений о результатах проверки, в том числе о выявленных в ходе проверки нарушениях, их характере.

Акт (предписание) о результатах проверки подписывается должностным лицом контролирующего органа и руководителем (или его уполномоченным заместителем) проверяемого субъекта предпринимательства – юридического лица, проверяемым индивидуальным предпринимателем.

Акт о результатах проверки может рассматриваться контролирующим органом уполномоченным им должностным лицом или коллегиально.

 

Статья 21. Порядок ведения и заполнения книги регистрации проверок

 

Книга регистрации проверок должна соответствовать установленному образцу и содержать в себе сведения о полном наименовании субъекта предпринимательства, месте его нахождения (почтовом адресе), присвоенном ему идентификационном номере налогоплательщика.

Перед началом проверки проверяемый субъект предпринимательства предоставляет проверяющему должностному лицу книгу регистрации проверок.

В случае отказа проверяющего должностного лица от заполнения книги регистрации проверок или выявления субъектом предпринимательства несоответствия внесенных в книгу регистрации проверок данных документам, являющимся основанием для проведения проверки, проверяющее должностное лицо не допускается к проведению проверки.

 

Глава 4. Заключительные положения

 

Статья 22. Гарантии невмешательства в деятельность субъектов предпринимательства

 

Должностные лица контролирующих органов не вправе вмешиваться
в деятельность субъектов предпринимательства, осуществляемую в соответствии
с законодательством.

Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов предпринимательства, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения законной деятельности субъектов предпринимательства.

Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъекту предпринимательства в результате незаконных решений или иных действий должностных лиц контролирующих органов, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства – членов объединений по запросу субъектов предпринимательства могут осуществляться с участием представителей данных объединений.

 

Статья 23. Постпроверочный анализ

 

По результатам проводимых проверок контролирующими органами проводится постпроверочный анализ, направленный на выявление системных причин неумышленных нарушений субъектами предпринимательства законодательства.

В ходе постпроверочного анализа контролирующими органами обобщаются системные причины неумышленных нарушений законодательства для последующего проведения среди субъектов предпринимательства разъяснительных работ, направленных на недопущение повторных нарушений.

По результатам постпроверочного анализа, контролирующими органами разрабатываются соответствующие предложения, в том числе по совершенствованию законодательства.

 

Статья 24. Оценка эффективности работы контролирующих органов по проведению проверок деятельности хозяйствующих субъектов

 

Эффективность работы контролирующих органов по осуществлению государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства определяется по следующим критериям:

уровень соблюдения субъектами предпринимательства законодательства;

состояние работы по повышению правовой культуры и правового сознания субъектов предпринимательства;

результаты деятельности по постпроверочному анализу.

Не допускается осуществление оценки деятельности контролирующих органов по установленным фактам нарушений, примененным мер правового воздействия, а также обращенного в доход государства имущества субъектов предпринимательства.

 

Статья 25. Обжалование решений контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц

 

Субъекты предпринимательства имеют право обжаловать незаконные решения контролирующих органов, действия (бездействие) их должностных лиц по своему усмотрению вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо непосредственно в суд.

Подача жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу не лишает субъекта предпринимательства права на подачу аналогичной жалобы в суд.

Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, за исключением действий или решений, связанных с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения, до принятия решения вышестоящим органом или вступления в законную силу решения суда.

В случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, субъект предпринимательства обязан известить контролирующий орган о подаче жалобы
с приложением соответствующих подтверждающих документов.

 

Статья 26. Недействительность акта (предписания) о результатах проверки

 

Акт (предписание) о результатах проверки признается недействительным, если проверка была проведена и (или) акт (предписание) составлен с нарушением требований настоящего Закона и иных актов законодательства.

Вопрос признания акта (предписания) о результатах проверки недействительным рассматривается вышестоящим контролирующим органом или судом.

Признанный недействительным акт (предписание) о результатах проверки не является доказательством нарушения проверяемым субъектом предпринимательства требований законодательства.

Не допускается проведение повторной проверки в случае признания недействительным акта (предписания) о результатах проверки.

 

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 28. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года № 717-I
«О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 8);

2) раздел XXX Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 82-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 153);

3) пункт 24 раздела I Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 года № 175-II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1-2, ст. 235);

4) раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 года
№ 621-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 5, ст. 90);

5) пункт 44 раздела I Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года № 714-II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 1, ст. 18);

6) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 23 марта 2006 года
№ ЗРУ-26 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением числа и совершенствованием системы проверок субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 3, ст. 119);

7) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 14 декабря 2007 года
№ ЗРУ-127 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях совершенствования порядка добровольной ликвидации субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 598);

8) статью 26 Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года
№ ЗРУ-197 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового законодательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., № 12, ст. 640);

9) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 15 сентября 2010 года
№ ЗРУ-256 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшей модернизацией системы органов государственной налоговой службы» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 336);

10) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2010 года
№ ЗРУ-274 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст. 474);

11) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 13 сентября 2011 года
№ ЗРУ-295 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением проверок деятельности субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., № 9, ст. 248);

12) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года
№ ЗРУ-345 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., № 12, ст. 336).

 

Статья 29. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения Правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

 Президент

Республики Узбекистан