Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Как устранить «уязвимость» персонального кабинета налогоплательщика Какими бухгалтерскими проводками отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками Какие налоговые последствия возникают при экспорте товаров
Просмотр вопроса
Группа: Таможня
Вопрос:
12.01.2010 13:22:30
Просим дать ответы на следующие вопросы: 1. Как оформляются грузы и транспортные средства, задержанные оперативными работниками таможенной службы и сданные ими на таможенный склад по акту? Кто оплачивает затраты по их хранению? 2. Оформляется ли годовой договор территориальными таможенными управлениями с владельцами таможенных складов на хранение грузов и транспортных средств, задержанных таможенной службой? 3. Как учитывается и кто оплачивает расходы по хранению грузов на таможенном складе, если задержанный груз возвращается владельцу или обращен в доход государства, - имеются в виду расходы по хранению в период до принятия решения уполномоченным органом о возврате груза или обращения в доход государства? Хотелось бы знать, в каких случаях таможенники имеют право проводить изъятие товаров не гражданина Республики Узбекистан? Кто, кроме них, правомочен производить такое действие? Как оформляются изъятые таможенниками товарно-материальные ценности? Как производится их оценка, определяется пригодность к потреблению? И кто контролирует действия таможенных органов при этом?

Ответ:
12.01.2010 13:24:39
Ответ действителен на дату выхода газеты*
 
- В соответствии с Положением о лицензировании деятельности таможенного склада не разрешается хранить на таможенном складе товары, запрещенные к ввозу в Республику Узбекистан и вывозу из нашей страны, за исключением товаров, изъятых таможенными органами. Но здесь важно усвоить такой момент: эти товары могут быть помещены лишь на учрежденный таможенным органом таможенный склад.
Данное условие четко выражено и в Положении о таможенном режиме "Временное хранение" - товары и транспортные средства, изъятые как вещественные доказательства по делу о нарушении таможенного законодательства, могут помещаться только на таможенные склады открытого типа, владельцами которых являются таможенные органы. А также в Положении о таможенном режиме "Таможенный склад" - на таможенном складе, учрежденном таможенными органами, допускается хранение товаров, изъятых таможенными органами.
Таким образом, помещение изъятых таможенными органами товаров на таможенный склад, владельцем которого является юридическое лицо Республики Узбекистан, не предусмотрено таможенным законодательством.
В целом механизм учета и осуществления сопутствующих процедур в отношении такого рода грузов регламентирован Положением о порядке изъятия, реализации или уничтожения имущества, подлежащего обращению в доход государства (далее - Положение N 140).
 
ОБЪЕКТЫ КОНФИСКАТА
Этот нормативно-правовой акт распространяется на имущество, подлежащее обращению в доход государства, во-первых, на основании судебных решений. В частности, по уголовным делам в части предметов и орудий преступлений, а также вещественных доказательств; по делам об административных правонарушениях в части предметов и орудий правонарушений, а также вещественных доказательств; по гражданским делам в части возмещения ущерба, нанесенного государству.
Во-вторых, на основании постановлений соответствующих правоохранительных и контролирующих органов: таможенных органов - в части вывозимых за пределы республики предметов и продукции, экспорт которых запрещен, а также ввозимых на территорию Узбекистана, транспортируемых (кроме международного транзита) и хранимых не маркированных акцизными марками табачных изделий и алкогольных напитков; следственных органов - в части предметов и орудий преступлений, а также вещественных доказательств при прекращении дела производством; налоговых органов - в части хранимых, реализуемых, нелегально производимых табачных изделий и алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками; Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его подразделений на местах - в части хранимых, реализуемых, нелегально производимых табачных изделий и алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками.
В-третьих, имущество, признанное в установленном порядке бесхозяйным на основании судебного решения по гражданским делам.
 
ИЗЪЯТИЕ И УЧЕТ
Должностные лица таможенного органа осуществляют изъятие в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством. Так, согласно статье 178 Таможенного кодекса изымаются в присутствии понятых товары, транспортные средства, документы и иные предметы, являющиеся орудием или непосредственным предметом правонарушения, обнаруженные при таможенном контроле или осмотре. Все это хранится до рассмотрения дела в местах, определяемых таможенными органами.
Также при нарушении таможенного законодательства допускается изъятие товаров и транспортных средств, национальной валюты Республики Узбекистан и валютных ценностей у правонарушителя для обеспечения взыскания штрафа и стоимости товаров и транспортных средств: физического лица - если оно не имеет постоянного места жительства в Узбекистане, и у юридического лица - если оно не имеет в нашей стране филиала или представительства.
В соответствии со статьей 177 Таможенного кодекса по факту нарушения таможенного законодательства и при совершении необходимых действий должностное лицо таможенного органа составляет протокол об изъятии по форме, устанавливаемой законодательством. Согласно Положению N 140 в нем должны быть указаны следующие сведения:
- время и место составления;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
- сведения (фамилия, имя и отчество, адрес, паспортные данные и т.п.) владельца имущества и лица, у которого оно изъято, за исключением случаев, когда установить их не представляется возможным;
- сведения о лицах, присутствовавших при изъятии, если они имеются;
- место, время совершения и сущность правонарушения;
- нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
- объяснение правонарушителя;
- название и количество каждого изымаемого предмета, его отличительные признаки (вес, метраж и т.п.);
- об обеспечении сохранности изымаемого имущества, в том числе путем опечатывания как самих предметов, так и мест их временного хранения, если это производилось.
После изъятия имущества ответственное должностное лицо таможни в течение суток должно решить вопрос о помещении его на хранение. При приеме-передаче на хранение оформляется опись имущества в трех экземплярах, подтвержденная подписями ответственного должностного лица таможенного органа и лица, принявшего имущество на хранение. До передачи имущества на хранение ответственность за его сохранность возлагается на изъявшее его должностное лицо.
Внимание! Если стоимость изъятого имущества равна или превышает 200 минимальных размеров заработной платы, таможенные органы незамедлительно направляют специальное сообщение территориальному прокурору, поскольку по каждому такому факту органы прокуратуры должны вести надзор вплоть до принятия окончательного решения и обращения имущества в доход государства или его уничтожения.
 
ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА
Согласно Положению N 140 для определения пригодности изъятого имущества к потреблению, использованию или переработке должностное лицо таможенного органа обязано в течение трех суток, а в отношении скоропортящихся товаров - одних суток - назначить эксперта. Он в установленном порядке производит изъятие проб и образцов в присутствии представителя таможни и владельца имущества, а в случае его отсутствия - понятых. Специалисты экспертных подразделений таможенных органов при проведении этой процедуры руководствуются Инструкцией о порядке обращения в системе таможенных органов с пробами и образцами товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан (зарегистрирована МЮ 29 августа 2003 года N 1269).
Письменное заключение по результатам экспертизы должно быть представлено таможенному органу, осуществившему изъятие, в течение трех суток, а по скоропортящимся товарам - в течение суток. Допускается продлить срок экспертизы товаров, которые невозможно проэкспертировать в установленный срок, за исключением скоропортящихся: не более десяти дней - для этилового спирта (пищевого), алкогольной продукции и пива, табачных изделий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также продовольственных товаров и не более одного месяца - для других товаров.
Для оценки имущества изъявший его таможенный орган в течение трех, а скоропортящихся товаров - одних суток назначает квалифицированного специалиста. Вместе с ним в процедуре обязательно участвуют представители финансовых органов.
Оценка имущества производится по действующим на день ее проведения ценам на основе имеющихся данных конъюнктуры спроса и предложения на внутреннем рынке. Для оценки специфического имущества привлекаются специалисты соответствующих организаций, которым впоследствии оно передается либо реализуется. Так, к примеру, оценку драгоценных металлов: золота, серебра, платины и металлов платиновой группы (палладия, иридия, родия, рутения и осмия) - в любом виде и состоянии, природных драгоценных камней - в сыром и обработанном виде (алмазов, бриллиантов, рубинов, изумрудов, сапфиров, а также природного жемчуга) и полудрагоценных камней, изделий, их содержащих, производят представители Агентства по драгоценным металлам при Центральном банке; предметов религиозного культа - религиозных организаций; денежных средств, иностранной валюты, чеков, облигаций и других ценных бумаг - Центрального банка; почтовых марок (в том числе коллекционных) - организаций почтовой связи; шерсти, скота, птицы, кроликов, зерна, волокон конопли и льна и другой сельскохозяйственной продукции - организаций, занимающихся их заготовкой. Ну, а кожевенного, пушно-мехового и каракулевого сырья - представители организаций, специализирующихся на их переработке.
Назначенный специалист обязан явиться по вызову должностного лица таможенного органа и дать объективное заключение по поставленным вопросам и при необходимости пояснения по поводу выполняемых им действий. Он должен подготовить и представить письменное заключение в течение трех суток, а по скоропортящимся товарам - в течение одного дня. Специалист по оценке, равно как и эксперт, несет полную материальную и иную ответственность за достоверность и объективность выданного им заключения.
Внимание! Надзор за законностью должностных лиц, наделенных полномочиями по изъятию, обращению в собственность государства имущества или его уничтожению (при признании непригодным к потреблению, использованию или переработке), его оценки (переоценки) осуществляет Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры областей, городов и районов.
 
ВЫНЕСЕНИЕ ВЕРДИКТА
Материалы об изъятии с заключениями эксперта о пригодности имущества к потреблению, использованию или переработке и специалиста о его оценке передаются суду или органу (должностному лицу), принимающему решение об обращении имущества в доход государства или, в случае непригодности, его уничтожении в порядке и сроки, определенные законодательством. Те не позднее следующего дня после вступления в силу вынесенного ими решения направляют исполнительный лист для исполнения в соответствующее районное (городское) отделение Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции. При этом к исполнительному документу должны быть приложены копии протокола об изъятии; заключения эксперта о пригодности или непригодности имущества к потреблению, использованию или переработке; заключения специалиста об оценке имущества; акт приема-передачи на хранение и другие документы, необходимые для ведения исполнительного производства.
Признанные экспертами не пригодными к потреблению (использованию) этиловый спирт (пищевой), алкогольная продукция и пиво, табачные изделия, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также продовольственные товары обязательно уничтожаются.
 
УНИЧТОЖЕНИЕ
Не позднее трех дней с момента получения соответствующего исполнительного документа судебный исполнитель должен возбудить исполнительное производство, направить письменное извещение членам организуемой комиссии о месте и дате уничтожения непригодного имущества. В ее состав должны входить: должностное лицо таможенного органа, изъявшего имущество; представители органов Госкомитета по охране природы и санитарно-эпидемиологической службы; лицо, ответственное за хранение изъятого имущества; не менее двух понятых.
При непосредственном участии членов комиссии, не позднее 7 дней со дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, судисполнитель организует процедуру уничтожения непригодного имущества, которое производится способами и в местах, согласованных с органами санитарно-эпидемиологической службы и Госкомприроды. О ее проведении составляется акт в пяти экземплярах. Один из них судисполнитель приобщает к материалам исполнительного производства. Остальные не позднее трех дней должны быть направлены суду или уполномоченному органу, принявшему решение об уничтожении имущества, таможенному органу, осуществившему его изъятие, органу экспертизы, давшему заключение о непригодности имущества к потреблению, использованию или переработке, лицу, ответственному за хранение данных товаров.
Отходы и тара от уничтоженного имущества, которые могут быть использованы в производстве или вторичной переработке, обращаются в доход государства и реализуются на договорной основе предприятиям-производителям или соответствующим организациям, занимающимся сбором и переработкой вторичного сырья.
Внимание! Порядок уничтожения товаров под таможенным контролем регламентирован Положением о таможенном режиме уничтожения (зарегистрировано МЮ 30 декабря 1998 года N 584).
 
ОБРАЩЕНО В ДОХОД ГОСУДАРСТВА
Реализация обращенного в доход государства имущества, за исключением недвижимости, производится на договорно-комиссионных началах либо на аукционе. А продажа недвижимого имущества осуществляется на торгах, проводимых специализированными организациями в порядке, предусмотренном законодательством.
Договоры на оказание услуг по реализации имущества с торговой организацией, определенной хокимиятом на альтернативных условиях, заключают территориальные отделы Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов. Судисполнитель на основании товаросопроводительной накладной передает торговым организациям реализуемое имущество. Для ускорения исполнения решения оно может быть передано одновременно нескольким торговым организациям исходя из количества и объема имущества и возможностей его реализации. Причем передаваемые товары должны быть снабжены сертификатами соответствия (если они подлежат обязательной сертификации) и товарными ярлыками торговой организации с указанием порядковых номеров, под которыми они записаны в акте описи или приема-передачи и другой информации, предусмотренной законодательством. При этом мелкий ремонт, чистка, глажка вещей производятся за счет торговых организаций, принявших их на реализацию.
Нелишне напомнить, что для покрытия расходов, связанных с приемкой и реализацией имущества, торговые организации удерживают в свою пользу торговую скидку от реализации имущества в сумме, обусловленной договором, но не более 10 процентов его стоимости.
Если имущество не пользуется спросом и не реализовано по установленной цене в течение 30 дней, то при обязательном участии судебного исполнителя, представителей финансового и налогового органов и специалиста по оценке производится его уценка, размер которой не должен превышать 20 процентов его стоимости. Одновременно с этим производится перерасчет торговой скидки, причитающейся торговой организации за реализацию имущества. Об уценке составляется акт по специальной форме, копия которого передается финансовым, налоговым и уполномоченным органам.
Положение N 140 также предусматривает передачу (безвозмездную, за плату, а также на хранение) соответствующим организациям отдельных видов имущества, имеющих специфические свойства. Так, возможна передача за плату книготоргующим организациям - книг, кроме имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность. Если они не могут быть реализованы в указанном порядке, их передают за плату организациям, занимающимся сбором и переработкой вторичного сырья, по ценам, установленным для приема макулатуры. Сельскохозяйственным предприятиям и гражданам, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, - передают (за плату) сельхозмашины, инвентарь, продуктивный и рабочий скот, пчелосемьи, фураж, минеральные удобрения и пестициды. А предприятиям и организациям, занимающимся сбором и переработкой лома и отходов черных и цветных металлов, - предметы из черных и цветных металлов, которые не могут быть использованы, а также их лом и отходы. Продовольственные товары, необходимые для формирования резервов, на платной основе передаются Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента и хранятся на специализированных складах торговых организаций. Они реализуются только по решениям органов власти исходя из сроков годности товаров и потребностей на рынке.
Реализация станков и другого производственного оборудования, а также малогабаритных заводов, линий по производству товаров и продукции и т.п. осуществляется через аукционные торги в установленном порядке. Имущество, которое без предварительной переработки не может быть реализовано через торговую сеть, за исключением подлежащего на основании заключения экспертизы уничтожению, реализуется соответствующим предприятиям для последующей переработки.
Внимание! При изъятии автомототранспортного средства должностное лицо таможенного органа обязательно его осматривает и в протоколе об изъятии отражает его данные, состояние и укомплектованность. Затем в трехдневный срок с момента составления протокола об изъятии направляет уведомление соответствующим нотариальным органам и органам внутренних дел, осуществляющим регистрацию автомототранспорта. Осмотр технического состояния и оценку изъятого автосредства производят специалисты органов ГСБДД Министерства внутренних дел с обязательным участием представителей финансового органа и специализированных предприятий автотехобслуживания.
После принятия решения об обращении автомототранспортного средства в доход государства судебный исполнитель производит в соответствии с установленным порядком его прием-передачу, а реализуется оно через аукционные торги.
 
О ВОЗВРАТЕ
Следует знать, что имущество или его стоимость подлежат возврату при отмене судебного решения или решения таможенного органа об обращении имущества в доход государства; вынесении судебного решения об освобождении части имущества от ареста (исключении из описи); отмене решения суда о признании имущества бесхозяйным, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
Еще не реализованное или не сданное в переработку имущество возвращает уполномоченный орган или судебный исполнитель в десятидневный срок со дня подачи заявления о его возврате с приложенной к нему заверенной копией документа, подтверждающего отмену решения, на основании которого оно поступило в собственность государства. Если имущество уже реализовано или сдано в переработку, его стоимость возмещается финансовыми органами из средств соответствующего бюджета в десятидневный срок со дня подачи заявления о ее возмещении. К слову, если от стоимости реализованного имущества произведены отчисления на спецсчета госорганов, то их сумма возмещается этими органами.
Внимание! Надо помнить, что возврат имущества или возмещение его стоимости производятся, если заявление о возврате подано не позднее трех лет со дня отмены решений об обращении имущества в доход государства.
 
РАСХОДЫ ПО ИЗДЕРЖКАМ
В соответствии с частью третьей статьи 185 Таможенного кодекса и пунктом 56 Положения N 140 расходы, связанные с хранением, проведением экспертизы и оценки, транспортные и другие расходы, связанные с уничтожением имущества, признанного непригодным, покрываются за счет денежных средств, поступивших от реализации имущества, обращенного в доход государства. Для этого таможенный орган должен представить судебным исполнителям документы, подтверждающие указанные расходы.
 
“Налоговые и таможенные вести”, N 6, 30 января 2009 г.