В нижней палате парламента ведется обсуждение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Пунктом 25 Программы комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан предусмотрена разработка и внесение предложений по поэтапной передаче функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников судебным органам.
В соответствии с этим Исследовательским центром по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде Республике Узбекистан подготовлен и согласован в установленном порядке[1] законопроект, призванный реализовать указанную задачу.
Документ предусматривает, что рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных главой XIII Кодекса об административной ответственности, передаются в компетенцию судов по уголовным делам, в составе которых работают судьи по административным делам.
Исключением станут правонарушения, предусмотренные:
а) ст. 168 (нарушение правил торговли на рынках) КоАО, т.к. протокол об административном правонарушении по ней не составляется;
б) ст. 1752 (нарушение бюджетной и сметно-штатной дисциплины), поскольку к ответственности по ней не привлекаются субъекты предпринимательства и их работники;
в) ст. 1761 (нарушение договорной дисциплины) (рассматриваются хозяйственными судами).
Кроме того, ст. 245 КоАО предлагается дополнить частью третьей. В соответствии с ней судьи по административным делам будут также рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных должностными или иными лицами субъектов предпринимательства при осуществлении ими предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 283 КоАО (случаи, при которых протокол об административном правонарушении не составляется). Данную норму планируется ввести в действие с 1 января 2018 года.
Справочно: Полномочия контролирующих органов, основания, периодичность и сроки проведения проверок хозяйствующих субъектов регулируются Законом «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и иными НПА в этой сфере. А вопросы привлечения субъектов предпринимательства и их работников к административной ответственности определены Кодексом об административной ответственности (далее – КоАО).
При этом глава XIII КоАО предусматривает административную ответственность за правонарушения в области торговли, предпринимательства и финансов. А главой XVIII КоАО определены органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Согласно ст. 280 КоАО, протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом соответствующего органа, на который законодательством возложен контроль или надзор за соблюдением правил, нарушение которых влечет административную ответственность. В ст. 282 КоАО установлено, что протокол вместе с иными документами и вещественными доказательствами по делу не позднее суток с момента совершения или обнаружения правонарушения направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Из 34 составов административных правонарушений, предусмотренных главой XIII КоАО, судьи по административным делам рассматривают 22, хозяйственные суды (при установлении соответствующих правонарушений в ходе разрешения хозяйственных споров) – 1, должностные лица государственных налоговых органов – 9, органов государственного санитарного надзора – 1, органов по охране природы – 1, органов Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов – 1, органов стандартизации, метрологии и сертификации – 1, органов по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции – 2, органов по архитектуре и строительству – 1.
По данным судебной статистики, судьями по административным делам за 2015 год и 9 месяцев 2016 года в отношении лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные главой XIII КоАО, рассмотрено 120 458 дел об административных правонарушениях и 129 960 лиц привлечены к разным видам административных взысканий.
В течение трех кварталов прошлого года судьями по административным делам рассмотрено 168 дел и привлечено к административной ответственности 225 лиц, за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и другие правонарушения, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов.
За аналогичный период судьями по уголовным делам рассмотрено 974 дела и привлечено к уголовной ответственности 1 032 лиц за совершение преступлений, связанных с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в деятельность субъектов предпринимательства, и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов (Глава XIII1 УК).
Алия Юнусова,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
член Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям
и органам самоуправления граждан.
[1] Согласован с Высшим хозяйственным судом, Генеральной прокуратурой, Службой национальной безопасности, министерствами внутренних дел, финансов, экономики, юстиции, здравоохранения, Государственным налоговым комитетом, государственными комитетами по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, по охране природы, по архитектуре и строительству, а также Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации.