Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак провести тренинг по продвижению товаров поставщика Как отразить поступление активов при присоединении предприятия или безвозмездной передаче имущества За что штрафует Узэнергоинспекция Как рассчитать НДФЛ с учетом льгот

«Внутренняя кухня» обычного интернет-магазина

31.03.2017


Учет и налогообложение доходов, полученных от электронной коммерции – это дисциплина, которую еще не преподают на бухгалтерских курсах. Однако интернет-магазины открываются и активно торгуют. Мы решили разобраться – как же они организованы, существуют ли какие-либо особенности при учете доходов, а также выяснить – чего не хватает этому направлению для дальнейшего развития.

 

Нашим респондентом стал соучредитель и директор интернет-магазина LaTienda Бехзод Умаров, который согласился рассказать о практических аспектах открытия и ведения бизнеса через интернет.

 

– Расскажите о проекте: как он родился, когда стартовал, на кого ориентирован?

 

Как юридическое лицо (в форме ООО) мы зарегистрировались год назад, а интернет-магазин начал работать в августе 2016 г. Мы продаем одежду для всей семьи от лучших узбекских брендов. Сегодня нашими партнерами являются ведущие производители из многих регионов Узбекистана. Критерии отбора товара – качество и стиль. Мы не продаем, то чего не купили бы себе или своим близким.

 

Наш магазин ориентирован, прежде всего, на занятых людей, не имеющих возможности тратить время на походы по бутикам и рынкам, а также на матерей, сидящих дома с детьми. Согласитесь, что этим людям будет гораздо удобнее, если понравившуюся одежду им привезут домой или в офис.

 

Изначальная концепция нашей компании заключалась в осуществлении электронной коммерции, потому розничного магазина мы не имеем.

 

На мой взгляд, регистрация в качестве юридического лица, является не самым важным моментом в запуске проекта. И приступать к нему необходимо, когда есть идея, команда, ресурсы и предварительная договоренность об аренде офиса. Положение дел на сегодня такое, что интернет-магазин без офиса существовать не может. Здесь работают специалисты, отвечающие за работу сайта, менеджеры, принимающие заказы и передающие их курьерам. Здесь же находится склад. Так что цепочка последовательности действий для открытия интернет-магазина, выглядит следующим образом:

 

Идея – Команда единомышленников – Ресурсное обеспечение – Поиск офиса для аренды – Регистрация в качества субъекта предпринимательства – Заключение соглашения с банком и платежными системами – Запуск интернет-магазина.

 

– Давайте остановимся подробнее на вопросе соглашения с банком и платежными системами. Как это происходит на практике?

 

Клиенту необходимо предоставить возможность оплатить заказ удобным для него способом. Это может быть наличный расчет, по терминалу при доставке и онлайн оплата через сайт продавца. Существует еще одна опция – оплата через мобильные приложения в момент доставки, но этот способ, по сути, подобен приему оплаты по терминалу.

 

На сегодняшний день мы подключили к своему сайту платежные системы Click и Payme, это позволяет принимать онлайн платежи. Также наши курьеры используют терминалы. С наличными мы не работаем, поскольку постановлением Кабмина от 2.06.2016 г. № 185 (обзор смотрите по ссылке) определено, что интернет-торговля может осуществляться только посредством безналичных расчетов.

 

Для подключения к платежным системам мы составляли трехсторонние договора – мы, обслуживающий банк и платежные системы. Процесс покупки при этом происходит следующим образом – клиент на сайте оплатил покупку, его средства поступают в платежную систему, платежная система переводит их на вторичный счет, банк на основании трехстороннего договора переводит средства на наш основной счет. Процесс автоматизирован и хорошо отлажен. За время нашей работы, мы не столкнулись с какими-либо затруднениями.

 

Дополнительным удобством расчета через платежные системы являются мобильные приложения. Клиент может оплатить покупку на месте, без использования терминала.

 

– Каким образом осуществляется учет доходов? Существуют ли при этом отличительные нюансы по сравнению с обычной розничной торговлей?

 

В качестве формы налогообложения мы выбрали «упрощенку» (ЕНП), поскольку мы зарегистрированы как малое предприятие, и наша деятельность является розничной торговлей. При этом могу отметить, что ни с какими особыми требованиями к учету средств от интернет-продаж мы не столкнулись. Несмотря на то, что онлайн торговля – явление в Узбекистане сравнительно новое и находится еще на начальном этапе развития, во взаимодействии с налоговыми органами при открытии магазина у нас проблем не возникло.

 

Согласно все тому же постановлению Кабмина от 2.06.2016 г. № 185, в интернет-магазинах использование ККМ (контрольно-кассовых машин – ред.) не предусмотрено. Для нас это означает с одной стороны освобождение от инкассирования, с другой – невозможность приема наличных средств.

 

– Обратившись еще раз к этому документу, давайте поговорим о доставке. Постановление оговаривает, что при электронной коммерции доставку СВОИМ транспортом в пределах Узбекистана можно осуществлять БЕЗ получения лицензии на автоперевозки. Каким образом она организована у вас?

 

Сначала мы пользовались услугами третьих лиц, но поняли, что с учетом специфики нашей работы, нашего товара, это нам не подходит. Дело в том, что мы даем возможность клиентам примерить одежды, прежде чем они окончательно решаются на покупку. Очень часто бывает так, что нас просят привезти несколько размеров или цветов одной и той же модели. Клиент еще сам не знает, какой цвет при примерке понравится больше и какой размер лучше «сядет». Перемерив все, в итоге он покупает только одно изделие. Курьер все это время ждет, потом принимает оплату, и возвращает невостребованный товар на склад.

 

Очевидно, что сотрудничество с курьерской фирмой или службой такси при таких условиях принесет больше проблем, чем пользы. Потому мы остановились на собственной курьерской доставке. Своего автопарка мы пока не имеем, но планируем. Доставку в регионы республики нам помогает осуществлять почтовая служба BTS.

 

– Как разрешаются ситуации, когда товар был оплачен, а потом возвращен (отказ после покупки)? И каков механизм возврата денег, если он у вас предусмотрен?

 

Несмотря на то, что за время нашей работы еще не было ни одного подобного случая, мы к этому готовы. Понятно, что на возврат средств потребуется какое-то время, ведь транзакция уже совершилась и в ее осуществлении участвовали несколько сторон. Чтобы вернуть средства, надо осуществить всю операцию в обратном порядке: банк – платежная система – счет клиента. Возврат осуществляется на основании отказного письма, подписанного клиентом. Другим вариантом отказа от товара может быть его замена.

 

– Несмотря на то, что Ваш магазин сравнительно новый, ведь вы работаете менее года, уже можно проанализировать трудности, с которыми сталкивается электронная коммерция. Выделите, пожалуйста, несколько таких моментов.

 

В первую очередь, это, конечно же, неподготовленность покупателей. Пока основная масса не освоит навыки покупок через интернет, онлайн-магазинам приходится прилагать усилия, чтобы выжить. Согласно нашим наблюдениям, в числе основных проблем – нежелание потребителя ждать, а также боязнь первой покупки. Мы уже разработали систему доставки с минимальной потерей времени, а также внедрили автоматизированную возможность заказа нескольких размеров и разных видов одежды с предоставлением времени на примерку и выбор.

 

Мы понимаем, что на формирование новой покупательской культуры, чтобы она действительно стала массовой, потребуется время. Обычный магазин имеет куда большую проходимость, чем его онлайн конкурент. В обычном магазине в течение даже самого неудачного дня «делается касса». У нового интернет-магазина бывают дни, когда покупок нет вообще.

 

Второй момент касается налогообложения, которое для обычной розничной торговли и торговли через интернет ничем не отличается. Новому интернет-магазину для раскрутки требуется время, и очевидно, что наш оборот в начале пути получается в разы меньше, чем у стационарных торговых точек. При этом налоги мы платим те же. В этом я вижу большое препятствие для развития всей электронной коммерции в Узбекистане.

 

В период, когда у большей части населения еще не сформировалось доверие и опыт покупок через интернет, субъектам электронной коммерции для выживания приходится вести борьбу сразу на нескольких фронтах: делать бренд узнаваемым, приучать людей совершать покупки в режиме онлайн, выдерживать конкуренцию с обычными магазинами. Потому, мне кажется, в период становления электронной коммерции нужна поддержка со стороны государства, возможно – в виде налоговых льгот.

 

Запрет приема наличных средств – также очень неудобный момент в первую очередь для клиента. Что делать тем, кто хочет приобрести товар, но оплатить его может только наличными? Получается, что таких клиентов мы просто теряем. В странах с развитой интернет-торговлей, включая соседние Казахстан и Россию, для интернет-магазинов не существует проблем с возможностью приема наличных. Оплата происходит при доставке, а наличные средства инкассируются. При этом выигрывают все: клиент, совершивший оплату удобным ему способом; интернет-магазин, не потерявший клиента; государство, получившее в бюджет большее количество средств от налоговых сборов.

 

Несмотря на перечисленные нюансы, интернет-торговля в Узбекистане развивается. И я верю, что будущее именно за этой формой торговли. Сначала в столице, а потом и во всех регионах, люди оценят и начнут использовать несомненные преимущества заказа и оплаты любых товаров и услуг через интернет.

 

***

 

Итак, такова практика – со всеми ее плюсами и минусами.

 

В одной из последующих публикаций Norma.uz расскажет об опыте электронной коммерции компании, реализующей товар как в режиме онлайн, так и через стационарные торговые точки.

 

Саида Джанизакова,

наш корр.




Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Азат :

2017-04-03 08:51:36

Посетил указанный тут интернет-магазин. Искал на нем возможность оплаты из-за рубежа, не нашел.То же самое и на других онлайн торговых площадках. Получается, что покупать в наших интернет-магазинах могут только граждане Узбекистана и использовать только сумовые карточки. Не верится что никто не додумался добавить возможность и для зарубежных покупателей.