В этом обзоре пояснения депутатов к изменениям и дополнениям в законы «Об охране природы» и «О недрах» в связи с совершенствованием системы государственного управлении в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Законопроект разработан с учетом указа Президента от 21.04.2017 года № УП–5024 «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», а также согласован в установленном порядке[1].
Цель документа – усилить ответственность юридических и физических лиц за нарушение установленного порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых ресурсов и приведение норм законодательных актов в соответствие с Указом.
К задачам проекта относятся:
- обеспечение рационального пользования природными ресурсами, в т.ч. общераспространенными полезными ископаемыми;
- установление условий и требований пользования природными ресурсами, соблюдения законодательства о недрах, а также мер ответственности за его нарушение при добыче общераспространенных полезных ископаемых ресурсов;
- приведение в соответствие с Указом и другим актами законодательства, в части наименования органа государственного управления.
В частности, предусматривается:
а) внесение изменений в статьи 8, 11, 15, 16, 18, 23, 28, 30, 34, 35, 37, 38, 40, 48, 50 Закона «Об охране природы» и в статьи 7, 25, 27 Закона «О недрах» в связи с переименованием Государственного комитета по охране природы на Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, а также преобразования фондов охраны природы в Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами. Кроме того, нормы корректируются с точки зрения законодательной техники;
б) внесение дополнений в статьи 8, 34, 48 Закона «О недрах», направленных на:
- конкретизацию полномочий Кабинета Министров в части установления порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых ресурсов;
- установление обязательности возмещения вреда, нанесенного государству, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате деятельности пользователя недр (юридическое и физическое лицо) за счет его средств;
- приведение норм закона в соответствие с законодательной техникой;
в) дополнение Закона «Об охране природы» статьей 221, направленной на установление ограничений и оснований для запрещения пользования природными ресурсами, а Закона «О недрах» статьей 401, устанавливающей основные требования при добыче общераспространенных полезных ископаемых ресурсов.
Изучение зарубежного опыта показало, что аналогичные нормы и положения в области охраны окружающей среды и регулирования горных отношений, способствующие усилению ответственности пользователей природных ресурсов, недр за нарушения установленного порядка их добычи применяются в законодательстве о недрах таких зарубежных стран, как США, Китай, Россия, Беларусь, Казахстан и др.
Принятие закона в дальнейшем позволит предотвратить возникающие правонарушения в области владения, пользования и распоряжения недрами, а также привести законодательство в соответствие с Законами от 19.09.2016 г. № ЗРУ–408 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании животного мира», от 21.09.2016 г. № ЗРУ–409 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об охране и использовании растительного мира» и от 20.12.2012 г. № ЗРУ–341 «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности».
Считаем, что в результате принятия законопроекта в предлагаемом формате уже в обозримом будущем произойдет:
- усиление ответственности юридических и физических лиц за нарушения установленных требований и условий добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- обеспечение сохранения и рационального пользования общераспространенных полезных ископаемых ресурсов;
- обеспечение эффективности государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, добычи и пользования общераспространенными полезными ископаемыми ресурсами.
- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы охраны и пользования природными ресурсами, в том числе общераспространенными полезными ископаемыми.
Аксавли ТУМИШОВА и Алия ЮНУСОВА,
члены Фракции Народно-демократической партии Узбекистана
в Законодательной палате Олий Мажлиса.
[1] Законопроект согласован с министерствами экономики, финансов, сельского и водного хозяйства, юстиции, а также ГИ «Саноатгеоконтеназорат», Госкомгеология. Кроме этого, получено заключение Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан.