Постановлением Кабинета Министров от 19.09.2017 г. № 744 утверждено Положение о порядке осуществления государственного контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, а также безопасной эксплуатации маломерных судов.
Специально уполномоченным госорганом по осуществлению госконтроля является МЧС. При этом госконтроль осуществляют следующие должностные лица:
- министр и его заместители;
- начальники и их заместители, офицеры и специалисты управлений, служб, инспекций и отделов центрального аппарата МЧС;
- начальники и их заместители, офицеры, главные инспекторы и специалисты территориальных управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям;
- начальник, заместитель начальника, специалисты и территориальные инспекторы Государственной инспекции «Госводхознадзор».
В данном случае госконтроль имеет 3 формы.
1 – проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты.
Проверки, в свою очередь, также бывают трех видов (см. таблицу ниже).
Вид проверки |
Условия проведения проверки |
Основания
|
Сроки проведения |
Комплексная проверка |
Проводится на основании плана основных мероприятий Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС) на текущий год, который утверждается Премьер-министром – Начальником гражданской защиты |
1) план основных мероприятий;
2) приказ министра по чрезвычайным ситуациям или руководителей территориальных управлений (отделов), изданный на основании плана основных мероприятий, с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков проведения проверки |
Не превышает 10-ти календарных дней. В исключительных случаях по решению специального уполномоченного органа могут продлеваться на срок не более 20-ти дней (кроме проверок субъектов малого предпринимательства) |
Краткосрочная проверка |
Осуществляется в виде внеплановой проверки на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушения законодательства.
Краткосрочные проверки, за исключением субъектов предпринимательства, также могут проводиться в случаях: – необходимости проведения проверок, вытекающих из решений Президента или Правительства; – поступления в МЧС и его структурные подразделения дополнительных официальных сведений о фактах нарушения законов и иных актов законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты; – предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций; – осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств |
1) поручения начальника гражданской защиты Узбекистана, Каракалпакстана, областей и г. Ташкента, обращения физических и юридических лиц о фактах нарушения законодательства, а также получение информации о реальной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
2) приказ министра по чрезвычайным ситуациям и руководителей территориальных управлений (отделов), с указанием наименования проверяемого объекта, целей проверки, состава проверяющих должностных лиц, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин
|
Указывается в приказе о проведении проверки |
Проверка в порядке контроля |
Проводится в течение 1-го рабочего дня для обеспечения устранения субъектами государственного контроля нарушений, выявленных предыдущей проверкой |
Акт по итогам проведения предыдущей проверки
|
1 рабочий день |
От редакции: периодичность проведения проверок в документе не указана, следовательно, нужно руководствоваться Законом «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов».
Проверяющие должны быть аттестованы и иметь специальное удостоверение о допуске к проведению проверок. Без дополнительного согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов и территориальными комиссиями осуществляются проверки по вопросам предотвращения возникновения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, террористическо-диверсионного характера, а также соблюдения требований гражданской защиты на объектах, перечни которых утверждены постановлениями Кабинета Министров от 13.12.1999 г. № 528-122 и от 4.06.2002 г. № 195-38.
2 – участие в государственной экспертизе проектов и решений по объектам производственного и социального назначения в части соблюдения требований гражданской защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Объектами госэкспертизы являются:
- проекты госпрограмм, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы;
- предпроектная и проектная документация;
- все виды градостроительной документации;
- декларации безопасности опасных производственных объектов;
- объекты со специальным правовым режимом.
В данном случае определяется соответствие проектов и решений требованиям законодательства и выявляется обоснованность и полнота мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций в документации градостроительства и проектах строительства.
3 – контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленных требований по безопасной эксплуатации маломерных судов.
Проводится для выявления и пресечения нарушений правил регистрации и пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также обеспечения безопасности граждан на водных объектах.
Напомним, согласно Положению о порядке оборудования и эксплуатации пляжей, а также охраны здоровья граждан на акваториях Республики Узбекистан (прил. № 1 к ПКМ № 164 от 20.05.2016 г.) маломерные суда – самоходные суда с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и пассажиров вместимостью менее 12 человек, суда с подвесными моторами, независимо от мощности и количества двигателей, водные мотоциклы (гидроциклы), несамоходные суда и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 регистровых тонн, надувные - безмоторные, гребные лодки.
Нарушения правил регистрации маломерных судов выявляются и пресекаются в ходе рейдового контроля. Порядок и сроки проведения рейдов определяются МЧС.
По выявленным нарушениям на основании оформленного акта по результатам госконтроля составляется протокол об административном правонарушении, который передается в административный суд вместе с остальными документами.
Для справки: нарушение правил регистрации и учета маломерных судов наказывается по ст. 119 КоАО штрафом до 1/2 МРЗП для граждан и 1 МРЗП для должностных лиц. А нарушение правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок наказывается по этой же статье штрафом до 1 МРЗП для граждан и до 2 МРЗП для должностных лиц.
Невыполнение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о гражданской защите влечет административное взыскание по ст. 2041 КоАО.
Документ вступает в силу 1.01.2018 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Заманов,
наш эксперт.