Опубликован указ Президента от 13.12.2017 г. № УП–5283 «О дополнительных мерах по повышению финансовой самостоятельности органов государственной власти на местах, усилению ответственности налоговых и финансовых органов за полноту поступлений в местные бюджеты».
Напомним, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах поставлена задача сократить число субвенционных районов и городов*, а также расширить доходную базу местных бюджетов. Т.е. для быстрого решения насущных проблем населения местным государственным органам требуются денежные средства, поэтому территории должны перейти на самообеспечение, а не ждать финансирование из центра. Данная задача указана и в Концепции административной реформы.
Для этого с 1 июля по 31 декабря 2017 года в г. Ташкенте и его районах в порядке эксперимента перераспределены доходы и расходы между республиканским бюджетом, бюджетами г. Ташкента и районов. По итогам эксперимента по всей республике планируется передать часть налогов и обязательных платежей в местные бюджеты (подробнее – здесь).
Это невозможно выполнить без усиления контроля за финансами со стороны местных органов представительной власти. В принятом документе определено, что на сессиях Жокаргы Кенеса, Кенгашей народных депутатов областей, г. Ташкента и районов (городов) подробно рассматриваются и утверждаются:
- параметры бюджета Каракалпакстана, областей, г. Ташкента и районов (городов) республики с детальной разбивкой по источникам доходов и видам расходов;
- расчетные показатели по выявлению резервов увеличения доходов местных бюджетов;
- программы социально-экономического развития территорий, меры по увеличению доходной базы бюджета и созданию новых рабочих мест;
- расходы, финансируемые за счет дополнительных источников, в т.ч. выявленных резервов увеличения доходов местных бюджетов во взаимоувязке с программами социально-экономического развития территорий.
Кроме того, для осуществления депутатского надзора и общественного контроля на сессиях будут одобряться мероприятия и проекты, осуществляемые на местах за счет средств вышестоящих бюджетов и государственных целевых фондов.
Важно! Кенгаши будут ежеквартально заслушивать отчеты:
- первого заместителя хокима по вопросам экономики и развития предпринимательства;
- заместителя хокима по вопросам инвестиций, инноваций, оказания содействия приватизированным предприятиям и развития малых промышленных зон и туризма;
- руководителя финансового управления (отдела);
- руководителя государственного налогового управления (инспекции).
Информация по отчетам данных руководителей будет размещена на официальных веб-сайтах и в СМИ, включая освещение по местному телевидению.
Документ вступил в силу 13.12.2017 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Самир Латыпов.
* Субвенция – денежные средства, безвозмездно выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету с условием их расходования на определенные цели (ст. 3 Бюджетного кодекса).