Снижение экономической активности из-за принятых карантинных мер по сдерживанию пандемии коронавируса сказалось и на доходах граждан, и на поступлениях налогов с них в бюджет. Это следует из обзора по исполнению доходов Государственного бюджета по состоянию на 1 июля, опубликованного Министерством финансов.
Ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ проанализировал, что и как сказалось на зарплатах и НДФЛ.
НДФЛ по итогам I полугодия вырос – за счет высоких темпов в I квартале
По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), включая уплачиваемый индивидуальными предпринимателями, в I полугодии текущего года поступления составили 7,3 трлн сумов. Это на 1,1 трлн сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост составил 17,4%. Если рассмотреть поступления в разрезе кварталов, то просматривается следующая картина (в трлн сумов):
|
I квартал |
II квартал |
I полугодие |
2019 г. |
2,7 |
3,5 |
6.2 |
2020 г. |
3,65 |
3,63 |
7,28 |
Рост (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) |
35,2% |
3,7% |
17,4% |
Как видим, темпы роста поступления НДФЛ во II квартале резко замедлились. Причина – пандемия коронавирусной инфекции, повлекшая снижение экономической активности. Соответственно, это привело за собой снижение ФОТ у хозяйствующих субъектов, в первую очередь в частном секторе.
Если экстраполировать темпы роста ФОТ первого квартала на второй, то поступления составили бы в I полугодии 2020 г. 8,4 трлн сумов. То есть бюджет расчетно недополучил во втором квартале более 1 трлн сумов НДФЛ.
Кроме этого, на снижение поступлений НДФЛ повлияло:
1) фиксированные размеры НДФЛ, установленные для индивидуальных предпринимателей. Они с 2020 года были снижены на 25% (прил. № 13 к ЗРУ-589);
2) предоставление льгот и преференций для плательщиков НДФЛ в период пандемии:
- приостановление начисления фиксированной суммы НДФЛ для ИП, остановивших свою деятельность, на период карантина (п. 5 УП–5978);
- снижение на 30% фиксированных сумм НДФЛ для ИП, чья деятельность напрямую или косвенно зависит от сферы туризма (п. 7 УП-5969);
- увеличение размера не облагаемой налогом суммы материальной помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22 до 7,5-кратного МРЗП (п. 2 УП-5986);
- освобождение от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций (п. 6 УП-5969);
- предоставление права физическим лицам на беспроцентную отсрочку по уплате НДФЛ, полученной от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений субъектам предпринимательства, деятельность которых приостановлена в период пандемии (п. 1 УП-5986).
Необходимо отметить и факторы, которые позволили обеспечить высокие темпы прироста НДФЛ в I квартале и не дать возможности резкому уменьшению поступления во II квартале т. г.:
1. Общеэкономические факторы:
- с начала 2020 года по сравнению с мартом 2019 года цены и тарифы увеличились на 14,5%. Это почти соответствует ставке рефинансирования ЦБ. И увеличивает поступления НДФЛ – темпы роста инфляции в I квартале т. г. почти наполовину съели темпы роста поступления налога;
- повышение минимальной заработной платы (МРОТ) с 577 170 сумов до 679 330 сумов (рост 17,7%);
- рост ФОТ в легальном секторе на 30–35% и соответственно НДФЛ в I квартале т. г., которые помогли частично покрыть образовавшиеся потери поступлений НДФЛ во II квартале;
- снижение ФОТ во II квартале частично было компенсировано выплатами отпускных, в т. ч. в бюджетном секторе.
2. Налоговые факторы:
- в 2020 г. базовая ставка НДФЛ в 12% не изменилась (ст. 381 НК). Это, с одной стороны, не могло повлиять на изменение поступлений НДФЛ. С другой стороны, стабильная низкая ставка налога оказала влияние на рост поступлений налога – за счет продолжающейся легализации доходов населения;
- снизилась ставка социального налога для государственных предприятий с 25% до 12%. Это позволяет увеличить ФОТ и соответствующую базу для исчисления и поступления НДФЛ (ст. 405 НК);
- снижение ставки социального налога с 12% до 1% с мая т. г. для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики. Это также позволяет увеличить ФОТ и соответствующую базу для исчисления и поступления НДФЛ (п. 4 УП-5996).
Средняя зарплата выросла, несмотря на пандемию
Вышеуказанные тенденции отразились на уровне заработной платы. Рассмотрим ее динамику (2019–2020 гг., по данным Министерства финансов):
№ |
Сумма |
Февраль 2019 г. |
Февраль 2020 г. |
Апрель 2020 г. |
Май 2020 г. |
||||
кол-во |
доля |
кол-во |
доля |
кол-во |
доля |
кол-во |
доля |
||
1 |
до 1 млн |
1 973 057 |
47,6% |
1 767 464 |
41,6% |
1 628 194 |
43,4% |
1 772 477 |
42,6% |
2 |
от 1 млн |
1 121 887 |
27,1% |
1 186 795 |
27,9% |
975 134 |
26,0% |
1 066 449 |
25,6% |
3 |
от 2 млн |
754 683 |
18,2% |
911 071 |
21,4% |
807 915 |
21,6% |
887 948 |
21,3% |
4 |
от 4 млн |
145 808 |
3,5% |
198 631 |
4,7% |
155 144 |
4,1% |
194 833 |
4,7% |
5 |
от 5,5 млн |
151 017 |
3,6% |
184 858 |
4,7% |
181 845 |
4,9% |
239 553 |
5,8% |
|
Всего |
4 146 452
|
|
4 248 819 |
|
3 748 232 |
|
4 161 260 |
|
|
ФОТ млрд сумов (расчетно) |
5 857 |
8 041 |
|
Анализ таблицы показывает следующее:
- пандемия отразилась на количестве плательщиков НДФЛ – по всем группам плательщиков произошел спад с 4 248 819 (в феврале 2020 г.) до 3 748 232 (в апреле 2020 г.). Соответственно, это отразилось на поступлении НДФЛ. Правда, уже в мае наблюдается постепенное восстановление количества плательщиков, особенно по плательщикам, имеющим уровни зарплаты от 4 млн сумов и выше (4 и 5 группы);
- основной прирост поступления НДФЛ обеспечен группами плательщиков с зарплатой свыше 2 млн сумов (начиная с 3 группы в таблице). Положительным является то, что их доля увеличилась с 25,3% (в феврале 2019 г.) до 31,8% (в мае 2020 г.);
- основная масса плательщиков – с месячной зарплатой до 2 млн сумов (1-2 группы в таблице) уменьшилась с 74,7% (в феврале 2019 г.) до 68,2 (в мае 2020 г.);
- наблюдается рост (в I кв. т. г.) среднемесячной зарплаты с 1 412,5 тыс. сумов (февраль 2019 г.) до 1 892,5 тыс. сумов (февраль 2020 г.) или рост на 33,9%, т.е. средняя зарплата приближается к 2 млн сумов;
- при росте ФОТ в феврале 2020 г. в сравнении с февралем 2019 г. на 37% увеличение количества плательщиков в легальном секторе составило только 2,4% (на 102 367);
- количество плательщиков НДФЛ составило 4 161 260 (в мае 2020 г.) или 13% от общего количества населения (около 34 млн человек) или 29,3% от экономически активного населения (около 15 млн человек);
- при среднем приросте населения в год около 0,5 млн человек и приросте трудоспособного населения 0,3 млн человек, рост плательщиков НДФЛ в легальном секторе составил всего 0,1 млн человек.
Выводы. Анализ результатов уровня зарплат и НДФЛ позволяет сделать следующие выводы:
1) пандемия оказала существенное негативное влияние на количество плательщиков НДФЛ, уровень ФОТ и поступления НДФЛ, особенно в частном секторе;
2) легализация количества плательщиков НДФЛ идет, но невысокими темпами;
3) общий ФОТ и средняя зарплата одного работника увеличиваются, но в основном за счет групп населения со средними и высокими доходами;
4) легализация заработной платы происходит в основном за счет групп, занятых со средними и высокими зарплатами;
5) невысокий уровень количества легальных плательщиков по отношению к экономически активному населению связан также с выездом трудоспособного населения на заработки в другие страны;
6) снижение количества и доли граждан с зарплатой до 1 млн сумов связан:
- с одной стороны, переходом части населения в более высокие группы по оплате труда – т.е. происходит определенная легализация заработной платы;
- с другой стороны, возможным уходом в «тень» части граждан. Для них увеличился уровень налогообложения. Многие из этой группы граждан платили раньше НДФЛ по минимальной ставке в 7,5%. Кроме этого, большинство этих граждан работало в малом бизнесе, где раньше платились только ЕНП и ЕСП. Теперь же эти субъекты платят налог с оборота, налог на имущество, земельный налог, а отдельные из них (с оборотом свыше 1 млрд сумов) платят еще и НДС, и налог на прибыль (вместо налога с оборота).
Возможные тенденции:
- с введением ограничений в связи с пандемией коронавируса снижается экономическая активность населения, и соответственно уменьшатся темпы поступления по НДФЛ. Но тенденции показывают постепенное восстановление экономической активности населения;
- принимаемые решения со стороны правительства в определенной мере сглаживают возникшую ситуацию для населения и соответственно поступления НДФЛ;
- дальнейшая легализация доходов граждан и поступление НДФЛ возможны с созданием новых рабочих мест, а также за счет внедрения новых форм администрирования НДФЛ на основе IT-систем.