Практически все страны, в которых есть НДС, борются с организованным мошенничеством, пытающимся на нем заработать. В данной статье сделана попытка классифицировать виды мошенничества с НДС, проанализировать имеющиеся инструменты для борьбы с ними и предложить меры по ее совершенствованию.
Какой вред наносит мошенничество с НДС
Такое мошенничество, как и уклонение от уплаты налогов, приводит к неравной конкуренции и уменьшению доходов госбюджета. Каждый год в Европе в результате мошеннических схем с НДС 50 миллиардов евро не попадает в государственные бюджеты – это ВВП Греции. Полученная прибыль оседает в руках преступных группировок, что подрывает легальную экономику и вредит законопослушным предприятиям.
В Узбекистане масштабы мошенничества с НДС значительно ниже – по предварительным данным, необоснованный зачет налога по сомнительным сделкам, выявленным с августа 2020 года по январь 2021 года, составил около 1 трлн сумов.
До 2019 года эти правонарушения фактически не фиксировались, так как количество плательщиков НДС было незначительным. В результате налоговых реформ количество плательщиков этого налога возросло за последние 2 года более чем в 16 раз, что привело и к росту мошеннических действий с НДС.
Искусственно раздувая входной НДС или совершая махинации при экспорте, мошенники претендуют на возмещение налога из бюджета. Т.е. не они платят налог государству, а государство – им.
Вред при этом состоит не только в том, что бюджет недосчитывается миллиардов сумов. Противозаконными действиями подрываются легальная экономика и рыночные механизмы – налоговые махинаторы реализуют свои товары дешевле, чем налогоплательщики, добросовестно исполняющие свои налоговые обязательства.
Неуплата НДС и мошенничество
Необходимо различать уклонение от уплаты налога на добавленную стоимость с мошенничеством с НДС. Когда компания не показывает оборот по реализации, она не уплачивает с него НДС. Примерами таких ситуация являются:
- предприятие производит продукцию (услуги), которая не учитывается и реализуется за наличный расчет без оформления каких-либо документов;
- торговая организация реализует товар за наличные деньги без использования контрольно-кассовой техники;
- импортер при ввозе товара занижает таможенную стоимость или использует «серые схемы» импорта.
Это – уклонение от уплаты налогов, за которое Налоговый кодекс Узбекистана предусматривает финансовые санкции.
В отличие от уклонения, мошенничество с НДС – это нанесение ущерба бюджету путем злоупотребления права на зачет или неправомерного получения возмещения.
Мошенники быстро поняли, что НДС – это необычный налог. Каждый участник цепочки создания добавленной стоимости платит в бюджет разницу между «исходящим» НДС, взимаемым с покупателя в цене продажи, и «входящим» налогом, уплаченным своим поставщикам. Поэтому, если искусственно увеличить «входной» НДС, можно уменьшить платежи в бюджет.
Право на зачет есть у всех плательщиков НДС. Например, предприятие, покупающее сырье для производства какой-либо продукции, уплачивает поставщику сырья не только его стоимость, но и НДС. После реализации готовой продукции этот «входной» НДС может быть вычтен из «исходящего» налога. Налоговый кодекс (ст. 266) устанавливает, что если иное не предусмотрено статьей 267 НК, при определении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога путем зачета суммы налога, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), при одновременном ряда условий.
Таким образом, право на зачет и возмещение из бюджета – это основа механизма взимания НДС, обеспечивающая нейтральность налога. В течение 2020 года налогоплательщикам было возмещено 9,0 трлн сум. НДС (или около 20% собранного НДС).
Этим правом должны пользоваться добропорядочные предприниматели, работающие с соблюдением законодательства.
Однако, как показывает анализ практики, налогоплательщики нередко злоупотребляют этим правом, пытаясь зачесть суммы налога, которые в бюджет не поступали. В этом им «помогают» субъекты предпринимательства, «торгующие» правом зачета. Они документально оформляют фиктивные сделки, чтобы их клиент мог воспользоваться правом зачета. При этом за документами нет реальных дел – продажи товаров или оказания услуг. Даже, если товары и поступали покупателю, они были приобретены за наличные средства без использования контрольно-кассовой техники.
Сегодня это одна из самых распространенных схем неправомерного использования права на зачет НДС. На начало февраля 2021 года подозрительные сделки выявлены более чем у 9,5 тыс. хозсубъектов на общую сумму порядка 1 трлн сумов, из которых 476 млрд приходится на организации оптовой торговли.
Второй вид мошенничества с НДС – это незаконное завладение бюджетными средствами путем получения неправомерного возмещения. Недобросовестный предприниматель подает заявление о возврате суммы НДС, неправомерно используя ситуации, в которых по действующему законодательству государство действительно должно возвращать налог из бюджета. В этих случаях нарушитель стремится получить от бюджета то, что фактически в него не уплачивалось. Он не просто нарушает налоговое законодательство, а фактически незаконно завладевает и разбазаривает бюджетные средства.
В 2020 году по обращениям экспортеров сельхозпродукции на возмещение НДС была изучена «цепочка» оплаты налога по контрагентам. Оказалось, что «поставщиками» сельхозпродукции в ряде случаев оказались «фирмы-однодневки», вся деятельность которых состояла в обналичивании полученных сумм. А в документах значилась отгрузка сельхозпродукции с НДС, который, конечно, в бюджет не уплачивался.
Так, например, фирма А.К. из Сурхандарьи экспортировала сельхозпродукцию на 1 350 млн сумов. В документах они указали, что купили ее у поставщика из Ферганской долины, заплатив ему 1 080 млн, в том числе 140,87 млн сумов НДС. Эту сумму в соответствии с законодательством они и запросили к возврату из бюджета.
Однако камеральная проверка, проведенная налоговыми органами, выявила, что поставщик из Ферганской долины существовал только на бумаге. Фирма была зарегистрирована на пожилую женщину, производства или закупа сельхозпродукции не было. Все документы были сфабрикованы только для одной цели – не просто уйти от налогов, но еще и получить деньги из бюджета.
Если бы не активные действия налоговиков, бюджету был бы причинен двойной ущерб: он не получил бы НДС от продажи внутри страны, а затем еще бы и выплатил его мошенникам.
Некоторые инструменты предупреждения мошенничества с НДС
Чтобы выявлять мошенничество с НДС на системной основе, еще недавно нужно было проводить массовые налоговые проверки с выездом к налогоплательщикам. Однако в Узбекистане последние 5 лет действовал мораторий на выездные проверки. В этих условиях эффективных инструментов предотвращать махинации с НДС не было.
Эти инструменты стали появляться с введением электронных счетов-фактур (ЭСФ), которые с июля 2020 года полностью заменили бумажные. Как только все субъекты стали оформлять ЭСФ, налоговые органы стали их использовать для аналитической работы.
Использование информационных систем ЭСФ и других автоматизированных инструментов контроля позволяет обеспечивать «прозрачность» НДС по всей цепочке производства добавленной стоимости – от производителя до конечного потребителя.
В ходе контроля сопоставляются данные электронных счетов-фактур покупателей и продавцов, проверяется факт поступления налога в бюджет, выстраиваются цепочки контрагентов, анализируется номенклатура купленных и реализованных товаров ( услуг). На этой основе:
- выявляются «разрывы» в цепочке НДС;
- формируются списки фирм-однодневок;
- выявляются их контрагенты;
- последним рассылаются уведомления о пересдаче расчетов НДС и доплате в бюджет сумм, незаконно взятых в зачет.
Важным инструментом предотвращения мошенничества должно стать совершенствование системы регистрации плательщиков НДС. Особое внимание предстоит обратить на добровольный порядок регистрации.
Сегодня налоговый орган при постановке на учет проверяет правильность и полноту заполнения формы заявления. По нашему мнению, перед тем, как присвоить код плательщика НДС и выдать свидетельство, целесообразно проверять способность предпринимателя действовать в соответствии с законодательством. Налоговым органам нужно предоставить право отказывать в регистрации, если предприниматель объективно относится к группе с высоким риском.
Это – мировая практика, обусловленная тем, что некоторые субъекты регистрируются в качестве плательщиков НДС только для того, чтобы создать условия для организованного мошенничества. Фирма – «однодневка», оформляя документы по реализации товара на миллиарды сумов, не платит НДС в бюджет, а мнимый «покупатель» делает налоговые вычеты. Именно поэтому заявления о регистрации плательщика НДС во многих странах проверяют долго и скрупулезно. Это не только помогает в полной мере пополнять государственную казну, но и создает оптимальные условия для честных налогоплательщиков.
При этом выявление сомнительных сделок, упорядочение системы регистрации НДС и другие аналогичные меры решают только часть проблем. В оздоровлении нуждается вся цепочка движения товара – от поступления на рынок до продажи.
Предстоит разобраться с теневым производством части продукции и серым импортом, которые порождают все последующие проблемы в легальном движении товаров к потребителю. Это – перевозка грузов без счетов-фактур или накладных, розничная торговля без терминалов и касс, отсутствие культуры выдачи кассового чека, занижение стоимости реализации и другие проблемы, порожденные многими годами недооценки реальных интересов бизнеса. Теперь же, когда государство сняло большинство барьеров на пути развития предпринимательства, оно вправе потребовать соблюдения законодательства в налоговой сфере.
Эффективный налоговый контроль дает нам гарантию того, что злоупотребления с НДС будут обнаружены и устранены. Необратимость наказания, с одной стороны, снизит желание «поиграть» с государством в такие игры, с другой – будет способствовать созданию здоровой конкурентной среды, снижению налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков.
Дильшод Султанов,
заместитель министра финансов.