Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возврата

Почему нужна реформа энергоснабжения в Узбекистане

21.05.2022

Читать на узбекском языке

По мнению ключевых ведомств, действующие тарифы приводят к тому, что абонентам, доходы которых относительно высоки, и они потребляют больше энергоресурсов, предоставляется большая сумма условной субсидии.

 

Министерства экономразвития, финансов и энергетики разъяснили причины необходимости реформирования рынка энергоресурсов и системы энергоснабжения страны.

 

За последние 5 лет объем производства электроэнергии в Узбекистане увеличился с 61 млрд кВт/ч до 72 млрд кВт/ч, или в 1,2 раза. При этом объем доставки электроэнергии населению увеличился с 11 млрд до 16 млрд кВт/ч, или в 1,5 раза.

 

Несмотря на это, неудовлетворенный спрос на электроэнергию в 2021 году из-за проблем с инфраструктурой снабжения составляет 2-3 млрд кВт/ч.

 

Проблемы в энергоснабжении

 

Большинство энергоблоков тепловых электростанций (ТЭС) находятся в эксплуатации более 25 лет, их коэффициент полезного действия низок (25-35%) и потребляют в 2 раза больше топлива, чем современное парогазовое оборудование (КПД – 55-60%).

 

Следует отметить, что для удовлетворения спроса внутреннего рынка на природный газ объемы экспорта резко сократились.

 

Низкая мощность существующих линий электропередачи и основной части трансформаторов не дает потребителям возможности поставлять электроэнергию в достаточном объеме.

 

Низкие и тарифы и необоснованные субсидии

 

Отсутствие рыночных механизмов формирования цен и моральный износ основных фондов приводит к ухудшению финансового состояния предприятий отрасли. В 2021 году компании «Узтрансгаз» и «Национальные электрические сети Узбекистана» закончили год в убытках. Это в конечном итоге приводит к увеличению расходов госбюджета.

 

Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии составляет 800 сумов, при этом в среднем домохозяйства, использующие 200 кВт/ч электроэнергии в месяц, получают условную субсидию в размере 101 тыс сумов, а семьи, использующие 400 кВт/ч электроэнергии, – 202 тыс сумов.

 

Таким образом, абонентам, доходы которых относительно высоки и потребляют больше энергоресурсов, предоставляется большая сумма условной субсидии.

 

Например: пользователи 2-3 кондиционеров, более одного холодильника, компьютера и других электроприборов одновременно потребляют соответственно больше электроэнергии. В результате эти дома получают больше условных субсидий.

 

Инвесторы придут в рентабельную отрасль

 

Для удовлетворения спроса, возникающего в результате увеличения численности населения и устойчивого развития экономики, необходимо создание дополнительных мощностей производства энергоресурсов.

 

По расчетам к 2030 году годовой спрос потребителей республики на природный газ увеличится с нынешних 54,2 млрд кубометров до 65 млрд кубометров.

 

В электроэнергетике ожидается увеличение этого показателя с нынешних 74 млрд кВт/ч до 110 млрд кВт/ч. Для обеспечения 110 млрд кВт/ч электроэнергии в год дополнительно требуется строительство новых электростанций мощностью 19 ГВт.

 

Для создания дополнительных мощностей по вышеуказанным энергоресурсам необходимо не менее $25 млрд. Однако, текущее финансовое состояние АО «Uzbekneftegaz» и АО «Тепловые электростанции» не позволяет реализовать проекты такого масштаба.

 

Привлечение кредитных средств данным предприятий, приведет к увеличению объема внешнего долга республики. Поэтому привлечение в отрасль частных инвестиций, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства, является единственным путем создания новых мощностей в будущем.

 

Для обеспечения устойчивого и полного удовлетворения растущих из года в год потребностей республики в энергоресурсах и притока частных инвестиций в отрасль необходимо поэтапное реформирование рынка энергоресурсов республики.

 

Стоит отметить, что практика «условного субсидирования» государством цен на энергоресурсы сохранится. Однако в целях повышения эффективности социальной защиты при распределении «условных субсидий» система «социальная норма» будет внедрена по всей республике.

 

Под социальной нормой потребления энергии понимается определенное количество энергии, оплачиваемое населением по льготному тарифу. Энергия продается по относительно низкой (льготной) цене до определенной установленной суммы, а свыше этой суммы продается по цене свободного рынка.