Президент подписал Закон от 12 октября 2022 года №ЗРУ-793 «Об электронной цифровой подписи».
Документом уточняется, что электронный документ, заверенный ЭЦП юрлица, приравнивается к документу на бумажном носителе, заверенному печатью юридического лица, при одновременном соблюдении следующих условий:
- подтверждена подлинность ЭЦП;
- сертификат ключа ЭЦП действует на момент подтверждения подлинности ЭЦП либо на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- ЭЦП используется в целях, указанных в сертификате ключа ЭЦП.
Определяются полномочия Кабмина в области использования ЭЦП:
- обеспечение реализации единой госполитики в данной области;
- утверждение госпрограмм;
- принятие соответствующих НПА;
- установление порядка выдачи сертификатов ключей ЭЦП через консульские учреждения Узбекистана, а также консульские отделы диппредставительств;
- установление порядка деятельности Службы доверенной третьей стороны.
Расширяются полномочия специально уполномоченного органа – Мининфокома:
- контроль деятельности центров регистрации ключей ЭЦП и в случае выявления недостатков выдача предписаний об их устранении;
- организация деятельности Службы доверенной третьей стороны.
Закрепляются основные требования, предъявляемые к деятельности центра регистрации, порядкам их аккредитации, выдачи свидетельства, отказа в аккредитации, перерегистрации, приостановления и прекращения действия свидетельства, ликвидации центров, определяются их права и обязанности.
Справочно: Центром регистрации ключей ЭЦП является аккредитованное юрлицо – резидент Республики Узбекистан, осуществляющее деятельность в области использования ЭЦП.
Использование ключей ЭЦП в «облачных технологиях» (доверенная система хранения) центров регистрации ключей ЭЦП осуществляется с использованием как минимум двухфакторной процедуры аутентификации.
Также предусмотрено, что для электронных документов, содержащих ограниченную к распространению информацию, могут предъявляться дополнительные требования к ключу ЭЦП.
Устанавливается крайний срок рассмотрения заявления о выдаче ключа ЭЦП или регистрации сертификата ключа ЭЦП (1 рабочий день).
Для выдачи ключа электронной цифровой подписи центрами регистрации и регистрации сертификатов ключей ЭЦП требуется:
- от физических лиц – представление документа, удостоверяющего личность, предоставление персонального идентификационного номера физического лица и сведений о цели использования ключа ЭЦП;
- от юридических лиц – предоставление сведений об идентификационном номере налогоплательщика юридического лица, доверенности с указанием работника, получающего сертификат ключа ЭЦП юридического лица, документа, удостоверяющего личность работника, указанного в доверенности, и цели использования ключа ЭЦП.
Центру регистрации запрещается запрашивать сведения от физических и юридических лиц, не соответствующие целям выдачи сертификатов ключей ЭЦП.
Физические и юридические лица могут иметь несколько ключей электронной цифровой подписи.
Срок действия сертификата ключа ЭЦП должен быть не более 24 месяцев с момента его регистрации. При этом срок действия сертификата ключа ЭЦП может быть продлен не более двух раз.
Владелец ключа ЭЦП – руководитель юридического лица, помимо прочих обязанностей обязан:
- в случае реорганизации или ликвидации юрлица сообщить об этом в центр регистрации;
- при прекращении трудового договора, заключенного с ним, сдать ключ ЭЦП.
Вновь назначенный руководитель юрлица получает ключ ЭЦП, принадлежащий юрлицу, в установленном порядке (с обязательством изменить факторы аутентификации при использовании «облачных технологий»).
Определяется порядок деятельности службы доверенной третьей стороны – деятельности по проверке принадлежности ЭЦП в электронных документах лицу, подписавшему его, в целях обеспечения доверия при обмене информацией и электронными документами.
Лицо, осуществляющее функции Службы доверенной третьей стороны, назначается Мининфокомом и выступает в качестве информационного посредника по обеспечению в определенный момент времени гарантий сохранения неприкосновенности и достоверности электронных документов, а также подтверждает их юридическую силу в процессе межведомственного и трансграничного информационного взаимодействия.
Сертификаты ключей ЭЦП иностранных государств признаются в Узбекистане одним из двух способов:
- в порядке, установленном международными договорами;
- путем подтверждения подлинности Службой доверенной третьей стороны.
Документ опубликован в газете «Народное слово» и вступает в силу 14.01.2023 г.
Собир Нурбердиев.