? Аптека заключила договор с фармацевтической компанией о поставке лекарственных средств. Согласно условию договора покупатель должен сделать предоплату 30% от стоимости сделки, остальную сумму обязуется уплатить по истечении 30 дней после поставки товара. В соответствии с договором срок оплаты поставленной продукции наступает 1 апреля 2015 года.
20 марта фармкомпания настойчиво просит подписать признание долга оставшейся суммы по договору за минусом предоплаты. Аптека отказывается.
Насколько законны требования продавца?
Прежде всего отметим, что в случае приложения к платежному требованию подлинника письменного ответа плательщика о признании суммы претензии производится безакцептное списание денежных средств. Порядок безакцептного снятия регулируется Положением о безналичных расчетах в Республике Узбекистан, утвержденным МЮ 3.06.2013 г. № 2465. Приложение к требованию иных документов (акта сверки дебиторско-кредиторской задолженности, акта о выполненных работах (услугах) и т.п.) не может быть основанием для безакцептного списания.
Соответственно, предложенный для подписания документ о признании суммы претензии был бы основанием для безакцептного снятия средств со счета должника. Казалось бы, на первый взгляд, юридически все правильно оформлено для того, чтобы продавец мог по платежному требованию получить свои деньги.
Но тут возникает другой вопрос. А своевременно ли этот документ представлен контрагенту для подписания? Ответ однозначен: нет, поскольку нарушаются законные права аптеки. Обоснуем этот вывод.
Во-первых, между аптекой и фармацевтической фирмой был заключен договор, из которого возникают обязательства двух сторон, и они, согласно положениям статей 234−352 ГК, должны быть исполнены способом, предусмотренным в договоре. В данном случае в нем оговорено, что аптека должна оплатить товар не позднее 1 апреля 2015 года. Таким образом, 20 марта данное обязательство еще не было нарушено.
Во-вторых, согласно статье 17 Закона "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов" от 29.08.1998 г. № 670-I, хозяйствующий субъект вправе предъявить претензию другому хозяйствующему субъекту в случае нарушения им его прав и интересов. Но совершенно непонятно, какие именно обязательства были нарушены аптекой, так как срок платежа не был просрочен.
В-третьих, нельзя подписывать документ за 10 дней вперед. Ведь нужно заметить, что аптека за этот срок может погасить долг или изменить его сумму путем произведенных частичных платежей.
Стоит заметить, что в законодательстве институт безакцептного (бесспорного) списания денежных средств понимается как мера принудительного исполнения обязанности. При этом сам должник не осуществляет каких-либо действий, направленных на исполнение обязанности. За него это делает кредитор (взыскатель).
Возможно, действия фармацевтической фирмы стоило бы назвать "мерой предосторожности" на тот случай, если товар не будет оплачен. Однако хочется заметить, что деловые отношения правильнее строить, во-первых, на взаимодоверии, а во-вторых, договор необходимо составлять так, чтобы при формулировке его условий не допускались двусмысленность, размытость фраз, нечеткость. В нем имеет значение каждая буква, каждая запятая. Обязательно должна осуществляться юридическая экспертиза этого документа на соответствие законодательству Республики Узбекистан. Рекомендации по этим вопросам вы можете найти в нашей ЭСС «Юрист предприятия».
Хороший юрист не просто понимает юридический язык и использует его в юридических документах, но прежде всего правильно аргументирует и составляет их на основе законов. Любой юридический документ должен отвечать трем условиям: быть точным, ясным и достоверным. И, конечно, понятным по существу, причем не только юристам. Иначе ошибки юрслужбы могут привести к совершенно неожиданным последствиям. Например, аптека, согласно статье 23 Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», вправе обратиться в органы прокуратуры, которые осуществляют надзор за соблюдением законодательства, связанного с заключением, исполнением, изменением и расторжением хозяйственных договоров. Здесь снова возникает вопрос, который мы освещали в одном из обзоров: нужен ли юрист на предприятии?
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
Публикации по теме: