При обращении в турфирму, бывает и так: отдал деньги, получил путевку и вперед – на отдых. Хорошо еще, если чек дадут. Но если путешествие окажется малоприятным, тур – не соответствующим рекламе, этот чек будет слабым аргументом для возврата средств или материального возмещения за неудачно проведенный отпуск
Туристические услуги, а именно это предлагают фирмы, реализующие путевки и организующие различные туры, должны предоставляться на основании договора. Он заключается в письменной форме, должен соответствовать законодательству, в том числе в области защиты прав потребителей.
Турагент несет ответственность за достоверность информации о предлагаемых условиях отдыха. Если письменная информация о туре содержит все существенные условия договора1, предусмотренные Гражданским кодексом, включая перечень услуг, порядок их оказания, цену и пр., и оформлена как предложение заключить договор с любым, кто отзовется, то такое предложение признается офертой (публичной офертой). И фирма уже не вправе отказаться от заключения договора на предложенных ею условиях.
При заключении договора туристу следует обратить внимание на то, чтобы в нем были четко указаны:
- реквизиты турфирмы (данные о расчетных счетах, адресах, контактных телефонах);
- основные условия путешествия:
- отель (неточность в названии может привести к путанице и неприятностям, если есть отели с похожими названиями);
- маршруты передвижения (перелетов);
- программу пребывания;
- туроператор (именно он оказывает услуги), его реестровый номер;
- сроки подачи претензий к фирме в случае неудовлетворения туром;
- сведения о страховой компании (на случай, если туроператор не выполнит обязательства).
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К ним относятся:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь, отказ в выдаче визы и др.).
При заключении договора на оказание туристских услуг следует очень ответственно подойти к изучению его содержания. Потому что потребитель будет вправе требовать возмещения только за те услуги, которые указаны в договоре.
У потребителя в сфере туризма те же права, что и у потребителя в других сферах деятельности.
Претензии к турфирме можно попытаться урегулировать в момент их возникновения на месте. Если же договориться не удалось, необходимо придерживаться следующих правил:
- сохранять все письменные доказательства нарушения турфирмой условий договора (чеки, акты, справки, счета, договоры, заявки и т.п.);
- по возможности обеспечить наличие свидетелей, которые смогут подтвердить произошедшие события;
- претензии турфирме подавать в течение того срока, который оговорен в договоре, письменно и с отметкой о получении.
Чаще всего претензии возникают из-за недобросовестной рекламы, а не удовлетворяются они из-за не проработанного содержания договора и небрежности в его оформлении.
Публикации по теме:
По секрету всему свету: уловки туроператоров
Едем в санаторий: и отдых активный, и здоровью польза
Как лучше путешествовать: самостоятельно или по путевке?
Уходя, гасите свет! Памятка уезжающим в отпуск или командировку
_________________________
1 К существенным условиям договора относятся:
- полное и сокращенное наименования, место нахождения, почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, место нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- общая цена туристского продукта;
- информация о потребительских свойствах туристского продукта: программа пребывания, маршрут и условия путешествия, включая информацию:
- о средствах размещения;
- об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания;
- об услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания;
- о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника;
- о дополнительных услугах;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Иные условия договора определяются по соглашению сторон.