Состоялась презентация концепции проекта «Гастрономическая карта Узбекистана». Его инициаторами являются Ассоциация поваров Узбекистана и Госкомтуризм.
На встречу пришли представители туроператоров, ресторанов столицы, Академии наук, профильных вузов, Академии кулинарного искусства и профессионального сообщества гидов.
Как отметил председатель Ассоциации поваров Акбар Умаров, работа по составлению Гастрономической карты, а в дальнейшем – и Гастрономического атласа (или путеводителя), станет вкладом Ассоциации в развитие туристической отрасли, ее новых направлений.
– Развитие отрасли диктует необходимость разработки и продажи гастрономических туров, как отдельного сегмента, – отметила представитель Госкомтуризма Фарангиз Абдуллаева. – Одним из наиболее перспективных клиентов для нас является российский турист. Он уже знает о плове и самсе, но еще не знает об уникальных блюдах Хорезма или Ферганской долины. Гастрономическая карта призвана раскрыть все разнообразие страны.
Планируется, что Гастрономическая карта будет разработана для каждого региона. Она будет издана в виде брошюры, доступна для скачивания с портала Госкомтуризма. Также планируется создать мобильное приложение.
Разработку карты решено начать со столицы. В перечень войдут рекомендованные Ассоциацией заведения, расположенные в разных районах, представляющие не только узбекскую национальную кухню. Кроме того, карта будет содержать предложения в разном ценовом диапазоне, предоставляя туристу возможность выбора.
В качестве методов формирования Гастрономической карты (отбора заведений) предложено использовать народное голосование на популярных Интернет-ресурсах и систематическое оглашение итогов голосования и проводимых «ревизий». Документом также оговорены требования к предприятиям общепита, претендующим на включение в карту. В числе мер, стимулирующих заведения стать участниками проекта, Положением оговаривается ежегодное проведение открытых кулинарных фестивалей, различные поощрения лучших специалистов в области кулинарного искусства.
– Сегодняшнее мероприятие, на мой взгляд, надо рассматривать, как точку отсчета большой, планомерной и целенаправленной работы по продвижению Узбекистана, как гастрономической дестинации, – отметил руководитель проекта «Вкусный Узбекистан» Сергей Данилов. – Продвижение региональных кулинарных брендов способно внести существенный вклад в экономическое развитие областей. Вспомните такие раскрученные бренды, как «Тульский пряник», «Башкирский мед», «Адыгейский сыр» и др.
– Создание Гастрономической карты Узбекистана – это только начало большой работы, – отметил профессор, заведующий кафедрой Института истории АН РУз Равшан Назаров. – На перспективу мы должны также задуматься о создании Путеводителя по «Вкусному Узбекистану», где пусть в краткой форме, но будут изложены и расписаны гастрономические особенности каждого региона. В таком, своего рода глоссарии найдут отражение не только «брэндовые» блюда, и так достаточно известные во всем мире, но и уникальные гастрономические изыски, свойственные только определенным регионам или районам Узбекистана. При этом, как говорится в Положении о формировании Гастрономической карты, в ней будут указаны заведения не только с узбекской кухней, но также и всех народов, населяющих Узбекистан. На мой взгляд, наша многонациональность – это наше богатство, отражающее и культуру, и традиции, и архитектурные стили. И мы должны этим пользоваться.
– В Ташкенте можно пообедать как за 5 тыс., так и за 500 тыс. сумов. Все зависит от личных предпочтений и состояния кошелька, – отметил ресторатор Тимур Мусин. – Сегодня для развития гастрономического туризма в Узбекистане, и особенно в Ташкенте, созданы все условия. Если говорить о национальной кухне, то в Ташкенте много кафе и ресторанов, представляющих ее на хорошем уровне. Что же касается регионов, то с удивлением можно отметить, например, в Хорезмской области очень трудно найти точки общепита, где готовят традиционные именно хорезмийские блюда.
По мнению ресторатора, причина этого явления в системных проблемах отрасли. А это и не отвечающая требованиям рынка образовательная программа в профильных учебных заведениях, и отсутствие взаимодействия между ними, и неразвитый маркетинг, и отсутствие обратной связи с посетителем, непонимание важности продвижения своих услуг через такие международные площадки, как Trip Advizor, Booking, Facebook.
Представитель туристической компании «Travel House» отметил особую необходимость осведомления туроператоров о лучших точках общепита, работающих в разных регионах. Ведь индивидуальный турист о существовании Гастрономической карты может и не знать, а турист организованный, как правило, питается там, куда его поведет турфирма, продавшая ему тур. У самих же туроператоров нет физической возможности изучить уровень сервиса и меню во всех кафе и ресторанах страны.
По мнению многих присутствующих, хорошим решением для налаживания взаимодействия между турфирмами и рестораторами могут стать крупные мероприятия, типа кулинарных фестивалей. Успех же таких фестивалей может обеспечить их открытость для всех желающих. Участники обсуждения согласились, что узконаправленные и закрытые кулинарные состязания не привлекают рестораторов. Одна из причин – платное участие для конкурсантов.
Т. Мусин обратил также внимание присутствующих на необходимость системного подхода к решению проблем, которые на сегодняшний день мешают развиваться туризму как отрасли в целом. По его мнению, создание Гастрономической карты, которая сама по себе, несомненно, нужна, все же не способно в разы увеличить приток туристов в нашу страну.
Надо отметить, что анонсированная ранее обязательная сертификация для всех предприятий общепита находится сегодня в числе вопросов, беспокоящих как рестораторов, так и туроператоров. Если прислушаться к их мнению (по данному вопросу предприниматели обеих сфер солидарны), утверждение данной процедуры может стать еще одним препятствием для развития бизнеса.
– Дайте нам массового туриста, и конкурентные условия на рынке сами приведут к повышению уровня предприятий общепита, – выразил общее мнение один из участников встречи.
В целом, несмотря на то, что обсуждение проекта в течение всей встречи периодически уклонялось от заданной темы и скатывалось на дебаты по наиболее проблемным вопросам как туристической, так и общепитовской сфер, все присутствующие согласились с необходимостью создания Гастрономической карты. Неоднократно прозвучала мысль о параллельном запуске ее электронного аналога с возможностью обратной связи, где посетители заведений могли бы оставлять свои отзывы и проставлять оценки.
Надо отметить, что Гастрономическая карта Узбекистана – проект полезный не только для иностранного туриста, но и для развития внутреннего туризма. Гражданам, посещающим разные регионы в ходе частных или служебных поездок, этот продукт будет не менее интересен.
Саида Джанизакова,
наш корр.
Публикации по теме:
Ассоциация поваров на выставке HOREX Kazakhstan 2016 в Алматы
Что волнует туроператоров Узбекистана в конце 2016 года?
В Узбекистане заработала онлайн-платформа для туроператоров и гостиниц