Указом Президента от 5.10.2016 г. № УП-4848 предусмотрена отмена некоторых видов проверок предпринимательской деятельности. Какие именно проверки отменят, какие по-прежнему будут проводиться, а также о том, как это повлияет на взаимоотношения бизнеса с государством – в нашем новом обзоре.
Проверки бизнеса – одна из форм реализации контрольно-надзорных полномочий государства. При этом цель контролирующих органов – установить соответствие деятельности проверяемого требованиям законодательства. Предпринимательская деятельность проверяется по разным направлениям.
I. Финансово-хозяйственная деятельность
Это деятельность, непосредственно связанная с выпуском продукции, выполнением работ или оказанием услуг, ведением бухгалтерской, финансовой, расчетной, товаросопроводительной и статистической документации, включая систему взаимоотношений с другими хозсубъектами-контрагентами, а также финансовыми, налоговыми, таможенными, банковскими и иными органами.
В центре внимания проверяющих здесь, прежде всего, законность заключаемых сделок, соблюдение правил осуществления платежей, правильность оформления документов первичного учета, ведения бухучета, порядок формирования и своевременность сдачи налоговой, финансовой и статистической отчетности.
На данный момент по закону[1] хозяйствующие субъекты подлежат трем видам проверок финансово-хозяйственной деятельности:
- ревизия, в ходе которой изучаются и сопоставляются данные бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов для осуществления контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства. Данный вид проверок осуществляется в плановом и внеплановом порядке;
- встречная проверка, т.е. сопоставление документов, связанных между собой единством операций и находящихся у различных хозсубъектов или в разных подразделениях одного хозсубъекта;
- проверка в порядке контроля, когда контролируется устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой.
II. Исполнение налогового законодательства
Правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет устанавливается в ходе налоговых проверок, порядок проведения которых регламентируется Налоговым кодексом. Это самостоятельный вид проверок, они осуществляются в двух формах:
- проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика в виде плановых, внеплановых и встречных налоговых проверок в соответствии с их описанием в разделе I;
- краткосрочная проверка, в ходе которой проверяются отдельные операции налогоплательщика. Она проводится в виде внеплановой налоговой проверки и не связана с проверкой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом проверяются рынки, торговые комплексы и прилегающие к ним автостоянки в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг.
III. Деятельность, не связанная с финансово-хозяйственной
Проверки, не связанные с ревизией хозяйственной деятельности, осуществляются контролирующими органами, как правило, в ходе единовременных комплексных проверок на основании утвержденных планов.
Перечень таких органов достаточно обширен: 33 министерства и ведомства, осуществляющие контроль в профильных сферах. Примером может служить пожарный, санитарный, ветеринарный, энергетический и другие виды надзора.
Деловой климат: ожидается потепление
Такое количество форм и видов проверок сдерживает развитие бизнеса.Понимая это, руководство страны приняло решение отменить отдельные виды проверок[2]. Речь идет обо всех встречных проверках, в том числе в рамках расследования по уголовным делам. Кроме того, отменяются внеплановые проверки:
- вытекающие из решений Президента или Правительства;
- связанные с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в случаях осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.
Таким образом, делаем вывод, что с 1 января 2017 года будут проводиться:
- все виды плановых проверок с сохранением, как и прежде, льгот для отдельных категорий хозсубъектов. Например, плановым проверкам финхоз деятельности и плановым налоговым проверкам не подлежат вновь созданные субъекты малого предпринимательства и фермерские хозяйства в течение первых 3-х лет с момента их госрегистрации (субъекты, производящие подакцизные товары или связанные с использованием целевых бюджетных средств – 2-х лет);
- внеплановые налоговые проверки, проводимые при ликвидации юрлица;
- краткосрочные проверки, но только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов на основании обращений о нарушениях законодательства;
- проверки в порядке контроля;
- комплексные проверки, не связанные с финхоз деятельностью субъекта.
От наказаний к предупреждениям
Вмешательства в предпринимательскую деятельность станет меньше, это – главное направление налоговой политики. Наряду с дальнейшей либерализацией уголовного и административного законодательства контролирующим и правоохранительным органам поручено сместить акценты в сторону профилактики и предупреждения правонарушений. То есть речь идет о новой либеральной форме реализации контрольно-надзорных полномочий государства.
И это, с одной стороны, отражает основные ожидания бизнеса. Большая часть предпринимательского сектора уже давно готова к диалогу с государством. Объясните как правильно, подскажите, помогите советом – мы сделаем, как положено.
В свое время был отмечен резкий рост количества налоговых правонарушений, связанный с введением в действие новой редакции Налогового кодекса. Причина банальная – предприниматели в большинстве случаев не знали или не понимали новых «правил игры». Однако незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.
Налаженный рабочий диалог бизнеса с государством теперь не просто тенденция, но и правовой императив. Госорганы должны больше внимания уделять разъяснению положений и требований законодательства, порядку их практической реализации. Практику необходимо обобщать и систематизировать для выявления наиболее распространенных ошибок и упущений.
С другой стороны, ранее предупреждение правонарушений и устранение условий, способствующих их совершению, было и остается неотъемлемой частью правоохранительной деятельности. Разумеется, никто не должен чувствовать своей безнаказанности – нацеленные на незаконную деятельность, проигнорировавшие профилактические меры лица должны и будут привлечены к ответственности.
И от теории к практике
Мы не стремимся предвосхитить события. Большая часть положений опубликованного Указа Президента должна воплотиться в виде изменений и дополнений в действующие законодательные акты страны. Тогда-то и сделаем итоговые выводы.
Пока же можно сказать совершенно точно: важнейшая задача – не допустить искажения смысла принятых решений. Правоприменительная практика должна полностью соответствовать как букве, так и духу закона.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.
Публикации по теме:
Внеплановые и встречные проверки бизнеса отменят
Бизнес-омбудсман: Узбекистан и практика зарубежных стран
[1] Закон Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» от 24.12.1998 г. № 717-I.
[2] Указ Президента от 05.10.2016 г. № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».