Постановлением Кабинета Министров от 2.03.2016 г. № 62 утверждены Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах.
Документом поручено республиканским органам госуправления и Совету Министров Каракалпакстана, хокимам областей и г. Ташкента:
- на основе Правил разработать и утвердить с учетом специфики своей деятельности ведомственные правила этического поведения работников;
- утвердить Положение о Комиссии по этике и ее персональный состав;
- привести правила внутреннего трудового распорядка и другие ведомственные акты в соответствие с данным постановлением.
Положения ведомственных правил этического поведения не могут противоречить принятым Правилам либо предусматривать менее строгие требования.
Нарушение Правил может стать основанием для привлечения к дисциплинарной или иной ответственности.
Согласно Правилам государственные служащие теперь обязаны:
- строго руководствоваться государственными принципами и требованиями;
- своевременно и качественно исполнять поручения вышестоящих госорганов и должностных лиц;
- не оказывать предпочтения каким-либо лицам, группам или организациям, не допускать фактов дискриминации;
- проявлять уважение к обычаям и традициям народов Узбекистана и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать социальной стабильности, межнациональному и межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от поведения, вызывающего сомнение в добросовестном исполнении ими своих служебных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету госоргана;
- не использовать служебное положение для оказания неправомерного влияния на деятельность госорганов, иных организаций, их должностных лиц, а также граждан;
и другое.
Госслужащим запрещается получать в связи с исполнением служебных обязанностей материальные ценности или иную выгоду от физических или юридических лиц. Они обязаны противодействовать проявлениям коррупции и активно содействовать в ее профилактике.
В случаях обращения к ним лиц в целях склонения к совершению правонарушений, а также о любых известных им фактах правонарушений, совершенных другими госслужащими, они обязаны уведомлять своего руководителя либо правоохранительные органы.
Не допускается увольнение или преследование руководителями госорганов лиц в связи с их обращениями о фактах нарушения законодательства либо за выраженное мнение и содержащуюся в обращении критику.
Руководитель должен быть примером высокого профессионализма, порядочности и справедливости. Он не вправе требовать от подчиненных исполнения поручений, выходящих за рамки служебных обязанностей, склонять к совершению противоправных проступков, допускать случаи подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества или личной преданности.
Внешний вид служащих должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличается официальностью, сдержанностью и аккуратностью. Во внеслужебное время они должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения.
Государственным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
Нарушение Правил рассматривается специальным подразделением, а в случае ее отсутствия – Комиссией по этике, создаваемой из числа работников госоргана в количестве не менее 5 человек.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.