На портале СОВАЗ размещен для обсуждения проект Положения о порядке сертификации туроператорских и гостиничных услуг. Аналогичный проект размещался ранее в апреле 2016 года.
Справочно: Согласно Закону «О туризме» и Перечню видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (утв. Постановлением Олий Мажлиса № 222–II от 12.05.2001 г.), туристская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с Положением о лицензировании туристской деятельности (утв. ПКМ № 497 от 11.11.2003 г.) туристская деятельность осуществляется путем оказания 3-х видов услуг: туроператорских, гостиничных и экскурсионных услуг. При этом в Указе Президента от 2.12.2016 г. № УП–4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» установлено, что гостиничные и экскурсионные услуги с 1.01.2017 г. не рассматриваются в качестве лицензируемых направлений туристской деятельности. Но в указанное Положение изменения еще не внесены, однако соответствующий проект уже разработан.
Наряду с этим, на основании ст. 10 Закона «О туризме» все 3 вида туристских услуг, как и прежде, подлежат обязательной сертификации. В настоящее время она регламентируется Порядком сертификации туристских услуг (рег. № 911 от 18.03.2000 г.).
Разработанный Госкомтуризмом проект нацелен на изменение порядка сертификации всего 2-х туристских услуг: туроператорских и гостиничных. Получение физическими лицами и работниками юридических лиц квалификационных сертификатов гидов (экскурсоводов) и инструкторов (проводников), а также сертификация отдельных видов туристских услуг, не предусмотренных подготовленным Положением, оказываемых туристам предприятиями общественного питания и автотранспорта, будут осуществляться на основе других нормативно-правовых актов.
Предлагается выдавать сертификат соответствия сроком на 3 года с ежегодным подтверждением. В настоящее время Закон «О сертификации продукции и услуг» и Порядок сертификации туристских услуг вообще нормативно не закрепляют срока действия такого сертификата. Но введение данного правила, не только вносит ясность, а приводит еще к изменению периодичности подтверждения категории средствами размещения (количество звезд). Сейчас для гостиниц (мотелей) категории 3 звезды и ниже подтверждение присвоенной категории проводится не реже 1-го раза в 2 года. Для 4 и 5-звездочных средств размещения периодичность планируется оставить прежней – ежегодно. При этом категория присваивается по желанию.
Меняются процедура подачи и перечень документов на прохождение сертификации. В действующем Порядке четко не определен список документов, прилагаемых к заявке на проведение сертификации. Комплект организационно-методических и других документов проверяется уже в ходе сертификационной проверки. В будущем субъекты предпринимательства будут с самого начала представлять следующую документацию.
Туроператорские услуги
|
Гостиничные услуги
|
К бланку заявления должны быть приложены заверенные подписью и печатью (при наличии) заявителя следующие копии документов и сведения:
а) сведения о персонале заявителя по специальной форме;
б) документы, устанавливающие систему менеджмента безопасности и качества туроператорских услуг согласно требованиям нормативных документов (далее – НД):
|
К бланку заявления должны быть приложены заверенные подписью и печатью (при наличии) заявителя следующие копии документов и сведения:
а) сведения о персонале заявителя по специальной форме;
б) документы, устанавливающие систему менеджмента безопасности и качества гостиничных услуг согласно требованиям НД:
|
Ежегодно за проведение работ по сертификации заявители будут уплачивать следующие суммы (за инспекционный контроль 70% от них).
Туроператорские услуги
|
Гостиничные услуги: |
1. Въездной (приём туристов) туризм – 3,5 МРЗП;
2. Выездной (отправка туристов) туризм – 3,6 МРЗП;
3. Внутренний туризм – 3,4 МРЗП;
4. Активный туризм – 3,3 МРЗП. |
1. Средства размещения вместимостью до 10 мест – 2,7 МРЗП;
2. Средства размещения вместимостью до 25 мест – 3,8 МРЗП;
3. Средства размещения вместимостью до 50 мест – 6 МРЗП;
4. Средства размещения вместимостью до 100 мест – 6,8 МРЗП;
5. Средства размещения вместимостью до 150 мест – 10,7 МРЗП;
6. Средства размещения вместимостью до 200 мест – 12,1 МРЗП;
7. Средства размещения вместимостью до 350 мест и выше – 13,6 МРЗП.
|
Примечание:
При сертификации двух вышеуказанных услуг размер платежа уменьшается на 30% от общей суммы сертификации.
При сертификации более чем двух из вышеуказанных услуг размер платежа уменьшается на 40% от общей суммы сертификации. |
Примечание:
При определении категории средству размещения размер платежа сертификации устанавливается в размере 200% от суммы указанной выше. |
За переоформление и выдачу дубликата сертификата соответствия уплачивается по 0,5 МРЗП.
|
За применение знака соответствия придется отдельно доплатить. При прогнозных параметрах объема выручки от оказания сертифицированных услуг менее 10 млн. сумов за 3 года – 0,5 МРЗП, а свыше 10 млн. за этот же период – по всей видимости (в проекте это четко не отражено) 0,5 МРЗП плюс по 0,025 МРЗП за каждые последующие 10 млн. сумов.
По нашему мнению, в проекте нужно также отдельно оговорить, что использование знака соответствия является не обязанностью, а правом. Дело в том, что согласно ст. 7 Закона «О сертификации продукции и услуг» при подтверждении соответствия продукции установленным требованиям органом по сертификации выдается сертификат соответствия, на основании которого изготовитель имеет право использовать знак соответствия. В абзаце 9 пункта 4 проекта также указывается, что при оказании туроператорских и гостиничных услуг владельцы сертификатов могут использовать знак соответствия на своих рекламных и информационных материалах в течение срока действия сертификата. Вместе с тем, п. 29 проекта гласит, что заявитель обязан в течение десяти рабочих дней представить в ОС письменную декларацию, произвести оплату платежа за применение знака соответствия путем перечисления денежных средств на расчетный счет ОС, а также подписать с ОС соглашение.
Также к платежам предложено применять территориальные коэффициенты от 0,6 (для сельских населенных пунктов Сурхандарьинской области) до 1,9 (в городе Ташкенте). Однако, к каким конкретно платежам (ко всем либо к части) они будут применяться, проект не разъясняет.
Проект содержит ряд других нововведений и может быть изменен, доработан или отклонен.
Латыпов Самир,
наш эксперт.
Публикации по теме:
Проекты НПА: правила сертификации туристских услуг
Сертификат происхождения товаров выдадут за 1 день